Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ОГЭ по русскому языку № 31 за 2014 год

Тренировочный вариант состоит из 16 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#567

1. Задание#T11180

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчики считали Виктора Юльевича странным человеком?»
  1. У Виктора Юльевича нет правой руки.
  2. Виктор Юльевич устроил перекличку в классе.
  3. Виктор Юльевич не любил рассказывать о войне.
  4. Виктор Юльевич никогда не называл автора стихотворения
В ответ запишите номер выбранного утверждения.

2. Задание#T11181

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «шаткой» (предложение ).
  1. ненадежной
  2. качающейся
  3. неустойчивой
  4. сомнительной
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

3. Задание#T11182

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  1. (18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.
  2. (32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?
  3. (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.
  4. (38) Поэтому я обеими руками против войны
Запишите номер правильного ответа.

4. Задание#T11183

Прочтите текст и выполните задание:
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:
Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове ШЁЛ первый звук твердый.
  2. В слове ПОДКОЛОТ только один звонкий согласный.
  3. В слове ЕМУ звуков больше, чем букв.
  4. В слове РУКАВ последний звук звонкий.
В ответ запишите цифру, соответствующую выбранному суждению.

5. Задание#T11184

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого–нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  1. выбирал
  2. приливала
  3. против
  4. вихляетесь
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

6. Задание#T11185

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Укажите слово, в котором приставка близка по значению приставке ПЕРЕ.
  1. пришел
  2. причудливо
  3. представлялись
  4. пресекал
Запишите номер правильного ответа.

7. Задание#T11186

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н»?
  1. серебряный
  2. ехиден
  3. отправлены
  4. юные
Запишите номер правильного ответа.

8. Задание#T11187

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Замените устойчивое словосочетание «налился краской» в предложении одним словом — стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.

9. Задание#T11188

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Замените словосочетание «на классной фотографии», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление.
Полученное слово или словосочетание введите в поле ответа без пробелов.

10. Задание#T11189

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Выпишите грамматическую основу предложения
Запишите полученное слово или словосочетание в поле ответ, без пробелов, запятых и других знаков препинания.

11. Задание#T11190

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Среди предложений найдите предложение с обособленным приложением.
Напишите номер этого предложения.

12. Задание#T11191

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Позже, (1) когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, (2) как на классной ежегодной фотографии, (3) и не по алфавиту, (4) а своим собственным фасоном, (5) — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, (6) о таинственном летописце Пимене, (7) о несчастном сыне Тараса Бульбы, (8) о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, (9) между прочим, (10) — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было?
Выпишите в поле ответ числа, обозначающие запятые при вводном слове, без пробелов, запятых и других знаков препинания.

13. Задание#T11192

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Укажите количество грамматических основ в предложении
Ответ запишите цифрой.

14. Задание#T11193

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Он был скорее молодой, (1) лицо красивое, (2) как у киноактера, (3) но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, (4) то хмурился, (5) то подергивал носом или губами. Неправдоподобно вежливый, (6) он всем говорил «вы», (7) но при этом был невероятно ехиден. Для начала он сказал Илье, (8) когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

15. Задание#T11194

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.

16. Задание#T9921

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки-русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.

(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден.

(7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:

— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…

(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.

(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…

(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

(28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?

(33) Однажды рассказал:

— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.

(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.

(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
Показать полностью
Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.
Напишите номер этого предложения.
03:55:00
Выполнено заданий: 0 из 16
Времени прошло: 00:00:00