Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 73 за 2017 год

Тренировочный вариант состоит из 24 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#473

1. Задание#T11402

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В тайном обществе Комо ведущая организующая роль принадлежит кузнецам. (2)Особые члены общества Комо, посвятители-кузнецы, совершали инициацию лиц, достигших зрелости. (3) ________ люди из касты кузнецов у бамбаров, догонов и других народов занимаются изготовлением масок, фигур и предметов культа.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
  1. Посвятители-кузнецы занимаются изготовлением масок, фигур и предметов культа.
  2. Кузнецы играют ведущую роль в тайном обществе Комо, поскольку они занимаются инициацией лиц, достигших зрелости, и изготовлением масок, фигур и предметов культа.
  3. В тайном обществе Комо ведущая организующая роль принадлежит кузнецам, которые совершали инициацию лиц, достигших зрелости.
  4. Люди из касты кузнецов занимаются изготовлением масок, фигур и предметов культа и совершают инициацию лиц, достигших зрелости.
  5. Люди из касты кузнецов в обществе Комо занимают ведущее положение, так как они совершают инициацию лиц, достигших зрелости, и изготавливают предметы культа.
Укажите в поле для ответа номера двух вариантов из списка.

2. Задание#T11403

Прочитайте текст и выполните задание:
(1)В тайном обществе Комо ведущая организующая роль принадлежит кузнецам. (2)Особые члены общества Комо, посвятители-кузнецы, совершали инициацию лиц, достигших зрелости. (3) ________ люди из касты кузнецов у бамбаров, догонов и других народов занимаются изготовлением масок, фигур и предметов культа.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем () предложении текста?
  1. Таким образом,
  2. Даже
  3. Именно
  4. Но
  5. Однако
Запишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

3. Задание#T11404

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В тайном обществе Комо ведущая организующая роль принадлежит кузнецам. (2)Особые члены общества Комо, посвятители-кузнецы, совершали инициацию лиц, достигших зрелости. (3) ________ люди из касты кузнецов у бамбаров, догонов и других народов занимаются изготовлением масок, фигур и предметов культа.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом () предложении текста.
ОБЩЕСТВО, -а, ср.
  1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Феодальное о. Капиталистическое о.
  2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община; устар.).
  3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-н. цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.
  4. В дворянской среде узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.
Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

4. Задание#T11405

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  1. опломбировАть
  2. понЯв
  3. квартАл
  4. нАчавший
  5. донЕльзя
Укажите номер этого слова.

5. Задание#T11406

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
  • ЗАЧИНЩИК драки был немедленно доставлен в отделение полиции.
  • Лекция известного профессора была весьма ИНФОРМАТИВНА, и студенты узнали много нового.
  • Услышав ОБРЫВОК разговора, наш приятель сделал неверные выводы.
  • В ДРАМАТИЧНОМ театре сегодня состоится премьера спектакля известного режиссёра.
  • СОСЕДСКИЙ кот вальяжно развалился на подоконнике.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.

6. Задание#T11407

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • килограмм АПЕЛЬСИН
  • ТРЕМЯСТАМИ книгами
  • новые БУХГАЛТЕРЫ
  • ЛЯГТЕ на пол
  • ОБЕИХ подруг
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. Задание#T11408

Установите соответствие между грамматической ошибкой (обозначено буквами) и предложением, в котором она допущена (обозначено цифрами).
Грамматическая ошибка:
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Предложение:
  1. Круизный лайнер «Принцесса Анастасия» поражал путешественников своими размерами и величественностью.
  2. Говоря о новой премьере, Гена утверждал, что давно не видел такого скучного фильма.
  3. Вопреки прогноза погоды, дождя не было, и мы прекрасно погуляли.
  4. Чтобы сохранить молодость, нужно не только вести здоровый образ жизни, а также заниматься спортом.
  5. Каждый, кто был в Эрмитаже, никогда не забудут увиденные шедевры.
  6. Я согласна с тем, что каждый должен заниматься своим делом.
  7. Увидев новую книгу, меня охватило желание срочно её купить.
  8. Путешественники, отправившиеся в поход, забыли компас и были вынуждены вернуться.
  9. В рассказе И. А. Бунина «Господине из Сан-Франциско» отражён страх автора за человечество, погрязшее в пороках.
Укажите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

8. Задание#T11409

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
  • просв..стела
  • в..негрет
  • т..лефон
  • заг..ревший
  • ж..вотное
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Задание#T11410

Определите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
  • о..тепель, по..дался
  • с..мпровизировать, сверх..нициативный
  • бе..радостный, не..деланный
  • пр..амбула, пр..следовать
  • пр..дырявить, пр..славянский
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ответ запишите без пробелов, запятых и других знаков препинания.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

10. Задание#T11411

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
  1. усидч..вый
  2. кресл..це
  3. затм..вать
  4. удва..вать
  5. бел..зна
В ответе запишите номер выбранного слова.

11. Задание#T11412

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
  1. бре..щий
  2. зате..вший
  3. леле..щий
  4. (собаки) ла..т
  5. (они) бор..тся
Запишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

12. Задание#T11413

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
  • По-настоящему хороший друг (НЕ)СТАНЕТ рассказывать чужие секреты.
  • Мне (НЕ)ДОСТАВАЛО каких-то пяти минут, чтобы успеть на урок вовремя.
  • В магазине мне захотелось купить (НЕ)БОЛЬШОЙ, а маленький шкаф.
  • (НЕ)ЗДОРОВЬЕ, а красота больше всего волновала Марину, и поэтому она решила сесть на диету.
  • Далеко (НЕ)РОБКИЙ юноша заговорил о своих чувствах.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

13. Задание#T11414

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
  • (ЧТО)БЫ понимать литературу века, необходимо понять, (ЧТО)ЖЕ предшествовало её возникновению.
  • (И)ТАК, вы прочитали роман «Отцы и дети» и, (ПО)ВИДИМОМУ, сможете справится с сочинением.
  • Маленькая девочка (С)РАЗУ заявила маме, что будет есть (ТО)ЖЕ самое, что и её старший брат.
  • (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких часов буря не прекращалась, (ПО)ЭТОМУ путешественники решили переждать её в гостинице.
  • (ЧТО)БЫ не застать никого (В)РАСПЛОХ, лучше заранее предупредить о своем визите.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других знаков препинания.

14. Задание#T11415

Укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
Багря(1)ые листья, закруже(2)ые в разноцветном вихре, восхитили девушку, тут же начавшую их подбирать и складывать в плетё(3)ую соломе(4)ую корзинку.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

15. Задание#T11416

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Выберите варианта из списка.
  1. Мы оказались к зиме без хлеба без сала без шерсти без угля.
  2. Красная потертая мебель и книги служили единственным украшением и были главным достоянием этой скромной и бедной комнатенки.
  3. Картины художников на выставке «Бубновый валет» поначалу возмутили как простых обывателей так и ценителей искусства.
  4. Потом сдача сыплется из его руки в мою ручку и я вылезаю с двумя чемоданами.
  5. Около семи вечера лекция закончится и музей закроет свои двери для посетителей до следующего дня.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

16. Задание#T11417

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выспавшись(1) Иван Николаевич(2) напуганный вчерашним происшествием(3) и(4) взволнованный услышанным(5) стал спокойнее и соображать начал яснее.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

17. Задание#T11418

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
О(1) летящие в ночь поезда(2)
Уносящие сон на вокзале...
Впрочем(3) знаю я, что и тогда
Не узнали бы(4) вы — если б знали —

Почему(5) мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, —
Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.

(М. И. Цветаева)
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

18. Задание#T11419

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»(1) в основу(2) которой(3) были положены события пугачёвского бунта(4) можно найти тему чести и бесчестья.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

19. Задание#T11420

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Иван узнал(1) что гость и его тайная жена уже в первые дни своей связи пришли к заключению(2) что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба(3) и(4) что(5) созданы они друг для друга навек.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

20. Задание#T11421

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...

(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.

(5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

(6)На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая переворот в археологических исследованиях — дендрохронология.

(7)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении, к нужному месту. (8)В объяснении этих перелётов недостаточно изучить только «навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы.

(9)Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда одни и те же.

(10)Что и говорить о «генетической памяти»!

(11)Память вовсе не механична. (12)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (13)Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты...

(14)Память противостоит уничтожающей силе времени. (15)Это свойство памяти чрезвычайно важно.

(16)Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (17)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (18)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (19)В этом величайшее нравственное значение памяти. (20)«Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

(21)Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.

(22)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его, личной, и в памяти окружающих.

(23)Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

(24)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (25)Без памяти нет совести.

(26)Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (27)Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (28)Уважение к могилам предков. (29)Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. (30)Всё это дорого нам. (31)И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

(По Д. С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906—1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Показать полностью
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Выберите варианта из списка.
  1. Только люди обладают памятью.
  2. Молодёжь необходимо воспитывать в уважении к памяти народной, семейной и культурной.
  3. Память — весьма хаотичный процесс: человек запоминает то, что нужно, и то, что не нужно.
  4. Память способна противостоять забвению, и это её основное свойство.
  5. «Беспамятный» человек — это тот, кто быстро всё забывает.
Укажите номера ответов.

21. Задание#T11422

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...

(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.

(5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

(6)На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая переворот в археологических исследованиях — дендрохронология.

(7)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении, к нужному месту. (8)В объяснении этих перелётов недостаточно изучить только «навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы.

(9)Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда одни и те же.

(10)Что и говорить о «генетической памяти»!

(11)Память вовсе не механична. (12)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (13)Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты...

(14)Память противостоит уничтожающей силе времени. (15)Это свойство памяти чрезвычайно важно.

(16)Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (17)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (18)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (19)В этом величайшее нравственное значение памяти. (20)«Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

(21)Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.

(22)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его, личной, и в памяти окружающих.

(23)Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

(24)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (25)Без памяти нет совести.

(26)Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (27)Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (28)Уважение к могилам предков. (29)Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. (30)Всё это дорого нам. (31)И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

(По Д. С. Лихачёву *)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906—1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Показать полностью
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
  1. В предложении содержится пояснение того, о чём говорится в предложении
  2. В предложениях содержатся элементы описания.
  3. В предложениях и представлено рассуждение.
  4. В предложении содержится пояснение к тому, о чём говорится в предложении
  5. В предложениях представлено повествование.
Укажите номера двух вариантов ответа из списка.

22. Задание#T11423

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...

(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.

(5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

(6)На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая переворот в археологических исследованиях — дендрохронология.

(7)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении, к нужному месту. (8)В объяснении этих перелётов недостаточно изучить только «навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы.

(9)Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда одни и те же.

(10)Что и говорить о «генетической памяти»!

(11)Память вовсе не механична. (12)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (13)Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты...

(14)Память противостоит уничтожающей силе времени. (15)Это свойство памяти чрезвычайно важно.

(16)Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (17)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (18)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (19)В этом величайшее нравственное значение памяти. (20)«Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

(21)Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.

(22)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его, личной, и в памяти окружающих.

(23)Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

(24)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (25)Без памяти нет совести.

(26)Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (27)Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (28)Уважение к могилам предков. (29)Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. (30)Всё это дорого нам. (31)И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

(По Д. С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906—1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Показать полностью
Из предложений выпишите слово со значением «существование».

23. Задание#T11424

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...

(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.

(5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

(6)На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая переворот в археологических исследованиях — дендрохронология.

(7)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении, к нужному месту. (8)В объяснении этих перелётов недостаточно изучить только «навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы.

(9)Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда одни и те же.

(10)Что и говорить о «генетической памяти»!

(11)Память вовсе не механична. (12)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (13)Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты...

(14)Память противостоит уничтожающей силе времени. (15)Это свойство памяти чрезвычайно важно.

(16)Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (17)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (18)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (19)В этом величайшее нравственное значение памяти. (20)«Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

(21)Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.

(22)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его, личной, и в памяти окружающих.

(23)Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

(24)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (25)Без памяти нет совести.

(26)Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (27)Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (28)Уважение к могилам предков. (29)Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. (30)Всё это дорого нам. (31)И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

(По Д. С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906—1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Показать полностью
Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью предлога и личного местоимения.
Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

24. Задание#T11425

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...

(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.

(5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

(6)На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая переворот в археологических исследованиях — дендрохронология.

(7)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении, к нужному месту. (8)В объяснении этих перелётов недостаточно изучить только «навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы.

(9)Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда одни и те же.

(10)Что и говорить о «генетической памяти»!

(11)Память вовсе не механична. (12)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (13)Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты...

(14)Память противостоит уничтожающей силе времени. (15)Это свойство памяти чрезвычайно важно.

(16)Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (17)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (18)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (19)В этом величайшее нравственное значение памяти. (20)«Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

(21)Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.

(22)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его, личной, и в памяти окружающих.

(23)Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

(24)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (25)Без памяти нет совести.

(26)Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (27)Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (28)Уважение к могилам предков. (29)Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. (30)Всё это дорого нам. (31)И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

(По Д. С. Лихачёву *)

__

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906—1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы прочитали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Известный российский филолог Д. С. Лихачёв в своих рассуждениях о природе памяти использует такие синтаксические средства выразительности, как (А) (предложения 28–30), (Б)(предложения 20, 26, 29) и (В)(предложение 10). Кроме того, автор использует (Г)(«сожмите – расправьте» в предложении 3).
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами).

Список терминов:

  1. контекстные антонимы
  2. эпитет
  3. эпифора
  4. риторическое восклицание
  5. метафора
  6. ряды однородных членов
  7. градация
  8. парцелляция
  9. ирония
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 24
Времени прошло: 00:00:00