Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 68 за 2017 год

Тренировочный вариант состоит из 24 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#468

1. Задание#T11659

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Первопроходец Семён Дежнёв открыл пролив, который решил важнейшую географическую задачу. (2)Он стал доказательством того, что Америка является самостоятельным материком. (3) ________это путешествие свидетельствовало о том, что из Европы в Китай существует путь через северные моря вокруг Сибири.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
  1. Открытый Семёном Дежнёвым пролив стал доказательством того, что Америка — это самостоятельный материк и что из Европы в Китай существует путь через северные моря вокруг Сибири.
  2. Первопроходец Семён Дежнёв теоретически доказал, что Америка является самостоятельным материком.
  3. Пролив, открытый Семёном Дежнёвым, доказал существование пути из Америки в Китай через северные моря вокруг Европы.
  4. Семён Дежнёв совершил путешествие из Европы в Китай через Америку, доказав тем самым, что Америка является самостоятельным материком.
  5. Первопроходец Семён Дежнёв решил важнейшую географическую задачу, открыв пролив, который доказал, что Америка является самостоятельным материком и что из Европы в Китай существует путь через северные моря вокруг Сибири.
Выберите два варианта из списка.

2. Задание#T11660

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Первопроходец Семён Дежнёв открыл пролив, который решил важнейшую географическую задачу. (2)Он стал доказательством того, что Америка является самостоятельным материком. (3) ________ это путешествие свидетельствовало о том, что из Европы в Китай существует путь через северные моря вокруг Сибири.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем () предложении текста?
  1. К примеру,
  2. Во-первых,
  3. Кроме того,
  4. А именно
  5. Хотя
Запишите номер ответа.

3. Задание#T11661

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Первопроходец Семён Дежнёв открыл пролив, который решил важнейшую географическую задачу. (2)Он стал доказательством того, что Америка является самостоятельным материком. (3) ________ это путешествие свидетельствовало о том, что из Европы в Китай существует путь через северные моря вокруг Сибири.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПУТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем () предложении текста.
ПУТЬ, -и, м.
  1. То же, что дорога. Широкий п. На обочине пути. Каменистый п.
  2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути. Водные пути. Пути сообщения.
  3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п.
Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

4. Задание#T11662

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.
  1. оптОвый
  2. вернА
  3. кухОнный
  4. прибЫв
  5. молЯщий
Запишите номер правильного ответа.

5. Задание#T11663

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
  • ЦАРСТВЕННАЯ осанка Ольги восхищала её поклонников.
  • Политик достиг популярности среди избирателей ПОПУЛИСТСКИМИ методами.
  • В холодную погоду стоит НАДЕТЬ шапку, иначе можно простудиться.
  • Из-за ФАКТИЧЕСКОЙ ошибки в сочинении ученику снизили балл.
  • Сегодня на всех телеэкранах страны покажут долгожданный ОТБОРНЫЙ матч по футболу в полуфинал Лиги чемпионов.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово в поле для ответа строчными буквами.

6. Задание#T11664

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • более ПЯТИСТА рублей
  • несколько ЦЫГАН
  • ДВЕ подруги
  • умные ПРОФЕССОРА
  • башня САМАЯ ВЫСОКАЯ
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. Задание#T11665

Установите соответствие между грамматической ошибкой (обозначено буквами) и предложением, в котором она допущена (обозначено цифрами).
Грамматическая ошибка:
  1. ошибка в построении сложного предложения
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. неправильное построение предложения с косвенной речью
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Предложение:
  1. Услышав резкий звук в густых зарослях, мне стало не по себе.
  2. Корреспондент очень гордился, что работал в новой газете «Полярная искра».
  3. Вопреки ошибке, ничего непоправимого не произошло и нам удалось исправить ситуацию.
  4. Петя часто говорил, что «я могу учиться лучше, если приложу усилия».
  5. Я был обрадован произошедшей переменой с ним.
  6. Я люблю не только бег, но и плавание.
  7. Сейчас куплю эту книгу и прочту её.
  8. Лучше купить продукты для похода заранее, чем нежели в спешке покупать всё в последний момент.
  9. Многие, кто посмотрели этот фильм, были в восторге от замысла режиссера.
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

8. Задание#T11666

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
  • сотв..рить
  • ц..ремония
  • прил..жить
  • укр..тить (тигра)
  • д..путат
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Задание#T11667

Определите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
  • из..ясняться, от..явленный
  • з..облачный, в..плотить
  • бе..цветный, бе..жалостный
  • из..скать, дез..нфекция
  • пр..мудрый, пр..брежный
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ответ запишите строчными буквами без пробелов, запятых и других знаков препинания.

10. Задание#T11668

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  1. преодол..вать
  2. застенч..вый
  3. замоч..к
  4. щавел..вый
  5. посе..нный
Запишите номер правильного ответа.

11. Задание#T11669

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
  1. слыш..мый (звук)
  2. увенч..нный (славой)
  3. (гром) грохоч..т
  4. (он) мол..тся
  5. (заря) брезж..т
В поле для ответа запишите номер выбранного слова.

12. Задание#T11670

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
  • Напарники сели, (НЕ)ТОРГУЯСЬ, в машину и отправились по знакомому адресу.
  • После (НЕ)ДОЛГИХ уговоров Ипполит Матвеевич повёз Лизу в «Прагу» — «лучшее место в Москве», как говорил ему Бендер.
  • Но даже это (НЕ)МОГЛО омрачить его радости.
  • (НЕ)СМОТРЯ в ноты, музыкант виртуозно сыграл оперу Чайковского.
  • Сравнивать было (НЕ)(С)(ЧЕМ), всё и так было ясно.
Раскройте скобки и выпишите это слово строчными буквами.

13. Задание#T11671

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
  • В комнате (ТОТ)ЧАС стало тепло, почти (ТАК)ЖЕ, как и на кухне.
  • (С)НАЧАЛА года всем были разосланы подробные инструкции, (ЧТО)БЫ все смогли подробно ознакомиться с заданием и выполнить его в срок.
  • Николай зашел (ЗА)ТО здание, которое было к нему (В)РОДЕ бы ближе остальных.
  • (ПО)СКОЛЬКУ день сегодня ветреный, хоть и солнечный, наша прогулка (В)СКОРЕ закончится.
  • (ВСЁ)ТАКИ он хороший товарищ, (НЕ)СМОТРЯ на все его недостатки.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других знаков препинания.

14. Задание#T11672

Укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В берестя(1)ую плетё(2)ую корзину было собра(3)о много ягод, из которых потом будет приготовлено клюкве(4)ое варенье.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

15. Задание#T11673

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
  1. Серьги лежали в ломбарде и девять лет я платил за них проценты.
  2. Мы вышли с Николаем и пошли по Невскому проспекту к площади и собору.
  3. Драгоценностью здесь считаются только золото платина бриллианты.
  4. В мае иногда наступает вдруг холодная погода и для деревьев и птиц время останавливается.
  5. В сферу интересов известного ученого входила не только геология но и ботаника.
В ответе запишите номера выбранных предложений.

16. Задание#T11674

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Остап(1) удовлетворённый(2) увиденным(3) медленно пошёл назад(4) хлопая шнурками по ковру.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

17. Задание#T11675

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день(1) как будто(2) поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай(3) камин(4) в моей пустынной келье;
А ты(5) вино(6) осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

(А. С. Пушкин)
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

18. Задание#T11676

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Греция — это удивительная страна(1) равной(2) которой(3) нет в Средиземноморье.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

19. Задание#T11677

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мама столько раз мне говорила(1) что(2) если продать серьги(3) то на них можно прожить вдвоем около полугода(4) если расходовать деньги экономно.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

20. Задание#T11678

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)У Стивы Облонского («Анна Каренина») был камердинер Матвей, который, подбодряя Стиву, расстроенного домашними неприятностями, сказал, что «всё образуется». (2)Слово это, пишет Толстой, Матвей перенял от домоправительницы Долли — Матрёны Филимоновны, это было её слово. (3)Толстой изображает это слово курсивом как неправильное, занятное. (4)Надо было сказать «наладится», а она, вот эта ключница Матрёна Филимоновна, придумала своё слово.

(5)Всё это отлично. (6)И так бы и следовало отнестись к этому выражению как к занятному. (7)Но не тут-то было. (8)Оно вошло в жизнь, и есть люди, совершенно серьёзно не только говорящие его, но даже пишущие, даже печатающие без насмешки, без всякого намёка на остроумие.

(9)И это не единственный случай. (10)Приходилось слышать и даже читать в газетах выражение «нанёс визит». (11)Это ведь из той же категории, что и «загнуть картон» (оставить визитную карточку) или «раздавить флакон» (выпить бутылку шампанского). (12)Это всё были шуточные выражения петербургской военной молодёжи, совершенно на литературность не претендующие. (13)А недавно одна молодая дама удивилась, когда ей объяснили нелепость нанесения визита.

– (14)Как странно! — сказала она. — (15)А я всю жизнь так слышала и думала, что так и надо!

(16)Всё это, конечно, досадно, но теперь уже не до того. (17)Теперь всё чаще и чаще слышишь разговоры:

– (18)Позвольте, а разве так можно сказать? (19)Можно сказать «беру проезд»?

– (20)А то как же? (21)Конечно.

– (22)По-моему, в России так не говорили.

– (23)Почему же? (24)Ведь говорили же «взять извозчика»?

– (25)Никогда не говорили. (26)Сесть на извозчика, а не взять.

– (27)Сесть? (28)Ну, это уже абсолютный вздор! (29)Да никогда бы он и не позволил, чтобы на него сели. (30)Да и зачем? (31)На сани садятся, а не на извозчика. (32)Извозчик управляет лошадью, зачем же вы на него полезете?

– (33)Так можно с ума сойти! (34)Отчего, когда мы жили в России, никогда нам в голову не приходило, как нужно говорить?

– (35)Инстинкт языка потеряли, вот в чем беда. (36)Забываем, теряем наше достояние, наш великий русский язык.

(37)Интересно — сохранились ли в народной речи тонкие оттенки в определении, например, кражи. (38)Сколько их было, и каждый такой тонкий и меткий! (39)И всё очень добродушные. (40)Украсть, стибрить, слямзить, зажулить, стянуть, спереть, уволочь. (41)Есть ещё словечко «прикарманить», но это уж почти литературное и означает просто и ясно — присвоить. (42)Выражение «стибрить» очень тонкое. (43)Оно игривое, почти весёлое. (44)Стибривается что-нибудь мелкое, не очень ценное, как бы с краю лежащее: карандаш, пилочка для ногтей, записная книжка. (45)Стибривают обычно друзья. (46)Слямзить — уже менее игривое. (47)Кто слямзил, тот ведь не вернёт, и отопрётся, да ещё и поссорится. (48)«Спереть» относится к вещи более крупной. (49)Укладчики при перевозке спёрли комод, столик, зеркало. (50)Прут тяжёлое и с трудом, утирая пот рукавом. (51)Дело не весёлое, почти работа, труд рискованный и неблагодарный.

(52)Чудесен, велик и разнообразен наш язык! (53)И как порою витиеват! (54)Прямо кружево, то самое брабантское кружево, из-за которого, служив на таможне, пострадал Чичиков.

(55)Но не услышим уж мы на чужбине тонкого его плетения.

(По Тэффи*)

* Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1872—1952) — писательница и поэтесса русского зарубежья первой волны.
Показать полностью
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Выберите варианта из списка.
  1. Выражение «всё образуется», которое сказал Стиве Облонскому его камердинер, является неправильным, разговорным и не вошло в обиход.
  2. Автор считает, что в народной речи существует много слов-синонимов, способных передать тонкие смысловые оттенки.
  3. На чужбине, в эмиграции, людям легко сохранить своё достояние — великий русский язык.
  4. Автора огорчает, что неграмотные выражения входят в лексикон людей и не воспринимаются как ошибки.
  5. Выражение «взять извозчика» — правильное выражение, которое можно употреблять в речи.
Укажите номера ответов.

21. Задание#T11679

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)У Стивы Облонского («Анна Каренина») был камердинер Матвей, который, подбодряя Стиву, расстроенного домашними неприятностями, сказал, что «всё образуется». (2)Слово это, пишет Толстой, Матвей перенял от домоправительницы Долли — Матрёны Филимоновны, это было её слово. (3)Толстой изображает это слово курсивом как неправильное, занятное. (4)Надо было сказать «наладится», а она, вот эта ключница Матрёна Филимоновна, придумала своё слово.

(5)Всё это отлично. (6)И так бы и следовало отнестись к этому выражению как к занятному. (7)Но не тут-то было. (8)Оно вошло в жизнь, и есть люди, совершенно серьёзно не только говорящие его, но даже пишущие, даже печатающие без насмешки, без всякого намёка на остроумие.

(9)И это не единственный случай. (10)Приходилось слышать и даже читать в газетах выражение «нанёс визит». (11)Это ведь из той же категории, что и «загнуть картон» (оставить визитную карточку) или «раздавить флакон» (выпить бутылку шампанского). (12)Это всё были шуточные выражения петербургской военной молодёжи, совершенно на литературность не претендующие. (13)А недавно одна молодая дама удивилась, когда ей объяснили нелепость нанесения визита.

– (14)Как странно! — сказала она. — (15)А я всю жизнь так слышала и думала, что так и надо!

(16)Всё это, конечно, досадно, но теперь уже не до того. (17)Теперь всё чаще и чаще слышишь разговоры:

– (18)Позвольте, а разве так можно сказать? (19)Можно сказать «беру проезд»?

– (20)А то как же? (21)Конечно.

– (22)По-моему, в России так не говорили.

– (23)Почему же? (24)Ведь говорили же «взять извозчика»?

– (25)Никогда не говорили. (26)Сесть на извозчика, а не взять.

– (27)Сесть? (28)Ну, это уже абсолютный вздор! (29)Да никогда бы он и не позволил, чтобы на него сели. (30)Да и зачем? (31)На сани садятся, а не на извозчика. (32)Извозчик управляет лошадью, зачем же вы на него полезете?

– (33)Так можно с ума сойти! (34)Отчего, когда мы жили в России, никогда нам в голову не приходило, как нужно говорить?

– (35)Инстинкт языка потеряли, вот в чем беда. (36)Забываем, теряем наше достояние, наш великий русский язык.

(37)Интересно — сохранились ли в народной речи тонкие оттенки в определении, например, кражи. (38)Сколько их было, и каждый такой тонкий и меткий! (39)И всё очень добродушные. (40)Украсть, стибрить, слямзить, зажулить, стянуть, спереть, уволочь. (41)Есть ещё словечко «прикарманить», но это уж почти литературное и означает просто и ясно — присвоить. (42)Выражение «стибрить» очень тонкое. (43)Оно игривое, почти весёлое. (44)Стибривается что-нибудь мелкое, не очень ценное, как бы с краю лежащее: карандаш, пилочка для ногтей, записная книжка. (45)Стибривают обычно друзья. (46)Слямзить — уже менее игривое. (47)Кто слямзил, тот ведь не вернёт, и отопрётся, да ещё и поссорится. (48)«Спереть» относится к вещи более крупной. (49)Укладчики при перевозке спёрли комод, столик, зеркало. (50)Прут тяжёлое и с трудом, утирая пот рукавом. (51)Дело не весёлое, почти работа, труд рискованный и неблагодарный.

(52)Чудесен, велик и разнообразен наш язык! (53)И как порою витиеват! (54)Прямо кружево, то самое брабантское кружево, из-за которого, служив на таможне, пострадал Чичиков.

(55)Но не услышим уж мы на чужбине тонкого его плетения.

(По Тэффи*)

*Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1872—1952) — писательница и поэтесса русского зарубежья первой волны.
Показать полностью
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
  1. В предложениях представлено рассуждение.
  2. В предложениях представлено повествование.
  3. В предложениях содержатся элементы описания.
  4. Предложение подтверждает содержание предложения
  5. Предложение указывает на причину того, о чём говорится в предложении
Укажите номера двух утверждений подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

22. Задание#T11680

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)У Стивы Облонского («Анна Каренина») был камердинер Матвей, который, подбодряя Стиву, расстроенного домашними неприятностями, сказал, что «всё образуется». (2)Слово это, пишет Толстой, Матвей перенял от домоправительницы Долли — Матрёны Филимоновны, это было её слово. (3)Толстой изображает это слово курсивом как неправильное, занятное. (4)Надо было сказать «наладится», а она, вот эта ключница Матрёна Филимоновна, придумала своё слово.

(5)Всё это отлично. (6)И так бы и следовало отнестись к этому выражению как к занятному. (7)Но не тут-то было. (8)Оно вошло в жизнь, и есть люди, совершенно серьёзно не только говорящие его, но даже пишущие, даже печатающие без насмешки, без всякого намёка на остроумие.

(9)И это не единственный случай. (10)Приходилось слышать и даже читать в газетах выражение «нанёс визит». (11)Это ведь из той же категории, что и «загнуть картон» (оставить визитную карточку) или «раздавить флакон» (выпить бутылку шампанского). (12)Это всё были шуточные выражения петербургской военной молодёжи, совершенно на литературность не претендующие. (13)А недавно одна молодая дама удивилась, когда ей объяснили нелепость нанесения визита.

– (14)Как странно! — сказала она. — (15)А я всю жизнь так слышала и думала, что так и надо!

(16)Всё это, конечно, досадно, но теперь уже не до того. (17)Теперь всё чаще и чаще слышишь разговоры:

– (18)Позвольте, а разве так можно сказать? (19)Можно сказать «беру проезд»?

– (20)А то как же? (21)Конечно.

– (22)По-моему, в России так не говорили.

– (23)Почему же? (24)Ведь говорили же «взять извозчика»?

– (25)Никогда не говорили. (26)Сесть на извозчика, а не взять.

– (27)Сесть? (28)Ну, это уже абсолютный вздор! (29)Да никогда бы он и не позволил, чтобы на него сели. (30)Да и зачем? (31)На сани садятся, а не на извозчика. (32)Извозчик управляет лошадью, зачем же вы на него полезете?

– (33)Так можно с ума сойти! (34)Отчего, когда мы жили в России, никогда нам в голову не приходило, как нужно говорить?

– (35)Инстинкт языка потеряли, вот в чем беда. (36)Забываем, теряем наше достояние, наш великий русский язык.

(37)Интересно — сохранились ли в народной речи тонкие оттенки в определении, например, кражи. (38)Сколько их было, и каждый такой тонкий и меткий! (39)И всё очень добродушные. (40)Украсть, стибрить, слямзить, зажулить, стянуть, спереть, уволочь. (41)Есть ещё словечко «прикарманить», но это уж почти литературное и означает просто и ясно — присвоить. (42)Выражение «стибрить» очень тонкое. (43)Оно игривое, почти весёлое. (44)Стибривается что-нибудь мелкое, не очень ценное, как бы с краю лежащее: карандаш, пилочка для ногтей, записная книжка. (45)Стибривают обычно друзья. (46)Слямзить — уже менее игривое. (47)Кто слямзил, тот ведь не вернёт, и отопрётся, да ещё и поссорится. (48)«Спереть» относится к вещи более крупной. (49)Укладчики при перевозке спёрли комод, столик, зеркало. (50)Прут тяжёлое и с трудом, утирая пот рукавом. (51)Дело не весёлое, почти работа, труд рискованный и неблагодарный.

(52)Чудесен, велик и разнообразен наш язык! (53)И как порою витиеват! (54)Прямо кружево, то самое брабантское кружево, из-за которого, служив на таможне, пострадал Чичиков.

(55)Но не услышим уж мы на чужбине тонкого его плетения.

(По Тэффи*)

*Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1872—1952) — писательница и поэтесса русского зарубежья первой волны.
Показать полностью
Из предложений выпишите фразеологизм.
Ответ запишите строчными буквами без пробелов и знаков препинания в поле для ответа.

23. Задание#T11681

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)У Стивы Облонского («Анна Каренина») был камердинер Матвей, который, подбодряя Стиву, расстроенного домашними неприятностями, сказал, что «всё образуется». (2)Слово это, пишет Толстой, Матвей перенял от домоправительницы Долли — Матрёны Филимоновны, это было её слово. (3)Толстой изображает это слово курсивом как неправильное, занятное. (4)Надо было сказать «наладится», а она, вот эта ключница Матрёна Филимоновна, придумала своё слово.

(5)Всё это отлично. (6)И так бы и следовало отнестись к этому выражению как к занятному. (7)Но не тут-то было. (8)Оно вошло в жизнь, и есть люди, совершенно серьёзно не только говорящие его, но даже пишущие, даже печатающие без насмешки, без всякого намёка на остроумие.

(9)И это не единственный случай. (10)Приходилось слышать и даже читать в газетах выражение «нанёс визит». (11)Это ведь из той же категории, что и «загнуть картон» (оставить визитную карточку) или «раздавить флакон» (выпить бутылку шампанского). (12)Это всё были шуточные выражения петербургской военной молодёжи, совершенно на литературность не претендующие. (13)А недавно одна молодая дама удивилась, когда ей объяснили нелепость нанесения визита.

– (14)Как странно! — сказала она. — (15)А я всю жизнь так слышала и думала, что так и надо!

(16)Всё это, конечно, досадно, но теперь уже не до того. (17)Теперь всё чаще и чаще слышишь разговоры:

– (18)Позвольте, а разве так можно сказать? (19)Можно сказать «беру проезд»?

– (20)А то как же? (21)Конечно.

– (22)По-моему, в России так не говорили.

– (23)Почему же? (24)Ведь говорили же «взять извозчика»?

– (25)Никогда не говорили. (26)Сесть на извозчика, а не взять.

– (27)Сесть? (28)Ну, это уже абсолютный вздор! (29)Да никогда бы он и не позволил, чтобы на него сели. (30)Да и зачем? (31)На сани садятся, а не на извозчика. (32)Извозчик управляет лошадью, зачем же вы на него полезете?

– (33)Так можно с ума сойти! (34)Отчего, когда мы жили в России, никогда нам в голову не приходило, как нужно говорить?

– (35)Инстинкт языка потеряли, вот в чем беда. (36)Забываем, теряем наше достояние, наш великий русский язык.

(37)Интересно — сохранились ли в народной речи тонкие оттенки в определении, например, кражи. (38)Сколько их было, и каждый такой тонкий и меткий! (39)И всё очень добродушные. (40)Украсть, стибрить, слямзить, зажулить, стянуть, спереть, уволочь. (41)Есть ещё словечко «прикарманить», но это уж почти литературное и означает просто и ясно — присвоить. (42)Выражение «стибрить» очень тонкое. (43)Оно игривое, почти весёлое. (44)Стибривается что-нибудь мелкое, не очень ценное, как бы с краю лежащее: карандаш, пилочка для ногтей, записная книжка. (45)Стибривают обычно друзья. (46)Слямзить — уже менее игривое. (47)Кто слямзил, тот ведь не вернёт, и отопрётся, да ещё и поссорится. (48)«Спереть» относится к вещи более крупной. (49)Укладчики при перевозке спёрли комод, столик, зеркало. (50)Прут тяжёлое и с трудом, утирая пот рукавом. (51)Дело не весёлое, почти работа, труд рискованный и неблагодарный.

(52)Чудесен, велик и разнообразен наш язык! (53)И как порою витиеват! (54)Прямо кружево, то самое брабантское кружево, из-за которого, служив на таможне, пострадал Чичиков.

(55)Но не услышим уж мы на чужбине тонкого его плетения.

(По Тэффи*)

* Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1872—1952) — писательница и поэтесса русского зарубежья первой волны.
Показать полностью
Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и наречия.
Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий) подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

24. Задание#T11682

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)У Стивы Облонского («Анна Каренина») был камердинер Матвей, который, подбодряя Стиву, расстроенного домашними неприятностями, сказал, что «всё образуется». (2)Слово это, пишет Толстой, Матвей перенял от домоправительницы Долли — Матрёны Филимоновны, это было её слово. (3)Толстой изображает это слово курсивом как неправильное, занятное. (4)Надо было сказать «наладится», а она, вот эта ключница Матрёна Филимоновна, придумала своё слово.

(5)Всё это отлично. (6)И так бы и следовало отнестись к этому выражению как к занятному. (7)Но не тут-то было. (8)Оно вошло в жизнь, и есть люди, совершенно серьёзно не только говорящие его, но даже пишущие, даже печатающие без насмешки, без всякого намёка на остроумие.

(9)И это не единственный случай. (10)Приходилось слышать и даже читать в газетах выражение «нанёс визит». (11)Это ведь из той же категории, что и «загнуть картон» (оставить визитную карточку) или «раздавить флакон» (выпить бутылку шампанского). (12)Это всё были шуточные выражения петербургской военной молодёжи, совершенно на литературность не претендующие. (13)А недавно одна молодая дама удивилась, когда ей объяснили нелепость нанесения визита.

– (14)Как странно! — сказала она. — (15)А я всю жизнь так слышала и думала, что так и надо!

(16)Всё это, конечно, досадно, но теперь уже не до того. (17)Теперь всё чаще и чаще слышишь разговоры:

– (18)Позвольте, а разве так можно сказать? (19)Можно сказать «беру проезд»?

– (20)А то как же? (21)Конечно.

– (22)По-моему, в России так не говорили.

– (23)Почему же? (24)Ведь говорили же «взять извозчика»?

– (25)Никогда не говорили. (26)Сесть на извозчика, а не взять.

– (27)Сесть? (28)Ну, это уже абсолютный вздор! (29)Да никогда бы он и не позволил, чтобы на него сели. (30)Да и зачем? (31)На сани садятся, а не на извозчика. (32)Извозчик управляет лошадью, зачем же вы на него полезете?

– (33)Так можно с ума сойти! (34)Отчего, когда мы жили в России, никогда нам в голову не приходило, как нужно говорить?

– (35)Инстинкт языка потеряли, вот в чем беда. (36)Забываем, теряем наше достояние, наш великий русский язык.

(37)Интересно — сохранились ли в народной речи тонкие оттенки в определении, например, кражи. (38)Сколько их было, и каждый такой тонкий и меткий! (39)И всё очень добродушные. (40)Украсть, стибрить, слямзить, зажулить, стянуть, спереть, уволочь. (41)Есть ещё словечко «прикарманить», но это уж почти литературное и означает просто и ясно — присвоить. (42)Выражение «стибрить» очень тонкое. (43)Оно игривое, почти весёлое. (44)Стибривается что-нибудь мелкое, не очень ценное, как бы с краю лежащее: карандаш, пилочка для ногтей, записная книжка. (45)Стибривают обычно друзья. (46)Слямзить — уже менее игривое. (47)Кто слямзил, тот ведь не вернёт, и отопрётся, да ещё и поссорится. (48)«Спереть» относится к вещи более крупной. (49)Укладчики при перевозке спёрли комод, столик, зеркало. (50)Прут тяжёлое и с трудом, утирая пот рукавом. (51)Дело не весёлое, почти работа, труд рискованный и неблагодарный.

(52)Чудесен, велик и разнообразен наш язык! (53)И как порою витиеват! (54)Прямо кружево, то самое брабантское кружево, из-за которого, служив на таможне, пострадал Чичиков.

(55)Но не услышим уж мы на чужбине тонкого его плетения.

(По Тэффи*)

*Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1872—1952) — писательница и поэтесса русского зарубежья первой волны.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами).
«Размышляя о русском языке и изменениях, произошедших с ним, Тэффи использует такие синтаксические средства выразительности, как (А) ________ (предложения 27, 30, 34) и (Б) ________ (предложения 38, 40, 52). Кроме того, автор использует такой прием, как (В) ________ (предложение 8) и лексическое средство (Г) ________ (предложения 41, 46, 47)».

Список терминов:

  1. просторечные слова
  2. парцелляция
  3. риторическое восклицание
  4. эпитет
  5. однородные члены
  6. градация
  7. анафора
  8. риторический вопрос
  9. метонимия
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 24
Времени прошло: 00:00:00