Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 64 за 2017 год

Тренировочный вариант состоит из 24 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#464

1. Задание#T11379

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Энциклопедия – это не просто научное справочное пособие, это приведенное в систему обозрение всех отраслей человеческого знания либо круга дисциплин, которые в совокупности составляют отдельную отрасль знания. (2)Энциклопедические труды известны с давних времен, к ним можно отнести терминологические словари Древнего Египта, своды знаний Древнего Китая и другие. (3)<…> термин «энциклопедия» вошел в обиход только в XVI веке.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
Выберите варианта из списка.
  1. Энциклопедия – это научное справочное пособие о всех отраслях человеческого знания, появившееся в глубокой древности, хотя сам термин существует лишь с XVI века.
  2. Хотя до нас дошли энциклопедические труды и более древних цивилизаций, таких как древнеегипетская и древнекитайская, термин «энциклопедия» вошел в обиход лишь в XVI веке и стал обозначать не только научное справочное пособие, но и систематизированное обозрение всех отраслей человеческого знания или отдельной отрасли знания.
  3. Ученые Древнего Египта и Древнего Китая не знали понятия «энциклопедия», которое появилось только в XVI веке, но уже составляли своды знаний, пытаясь систематизировать отрасли человеческого знания.
  4. Термин «энциклопедия» вошел в научное употребление с глубокой древности, но повсеместно его начали использовать только с XVI века, обозначая им приведенное в систему обозрение всех областей человеческого знания или отдельной отрасли знания.
  5. Труды энциклопедического типа создавали в Древнем Египте, в Древнем Китае и в других странах древнего мира, но термин «энциклопедия», обозначающий систематизированное обозрение всех отраслей человеческого знания или отдельной отрасли знания, а также как научное справочное пособие, широко используется только с XVI века.
В поле для ответа запишите номера выбранных предложений.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

2. Задание#T11380

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Энциклопедия – это не просто научное справочное пособие, это приведенное в систему обозрение всех отраслей человеческого знания либо круга дисциплин, которые в совокупности составляют отдельную отрасль знания. (2)Энциклопедические труды известны с давних времен, к ним можно отнести терминологические словари Древнего Египта, своды знаний Древнего Китая и другие. (3)________ термин «энциклопедия» вошел в обиход только в XVI веке
Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем () предложении текста?
  1. значит
  2. возможно,
  3. следовательно,
  4. однако
  5. наверное,
Запишите номер правильного ответа.

3. Задание#T11381

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Энциклопедия – это не просто научное справочное пособие, это приведенное в систему обозрение всех отраслей человеческого знания либо круга дисциплин, которые в совокупности составляют отдельную отрасль знания. (2)Энциклопедические труды известны с давних времен, к ним можно отнести терминологические словари Древнего Египта, своды знаний Древнего Китая и другие. (3)<…> термин «энциклопедия» вошел в обиход только в XVI веке.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором () предложении текста.
ТРУД, -а, м.
  1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т.
  2. Работа, занятие. Тяжелый т. Дневные труды. Заплатить за труды.
  3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С трудом уговорил кого-н.
  4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.
  5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

4. Задание#T9916

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  1. кровоточАщий
  2. начАв
  3. местностЕй
  4. перезвонИт
  5. добелА
Укажите номер этого слова.

5. Задание#T11382

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
  • Мама испытывала ГОРДОСТЬ за тот поступок, который я совершил, будучи совсем юным.
  • Хотя я не верил врачу, лекарство, которое он выписал, оказалось ДЕЙСТВЕННЫМ.
  • Я боялся спорить со своим преподавателем, но позже выяснилось, что он вполне ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ человек.
  • Он оказался НЕУДАЧЛИВЫМ бизнесменом.
  • С ним было что-то не так: его взгляд был не спокойный, как всегда, а ВРАЖДЕБНЫЙ
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.

6. Задание#T11383

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • трое ГРУЗИН
  • ЛЯЖТЕ на кушетку
  • самая КРАСИВАЯ скульптура
  • около ДЕВЯТИСОТ килограммов
  • ИХ работа
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. Задание#T11384

Установите соответствие между грамматической ошибкой (обозначено буквами) и предложением, в котором она допущена (обозначено цифрами).
Грамматическая ошибка:
  1. неправильное построение предложения с косвенной речью
  2. нарушение в построении предложения с однородными членами
  3. ошибка в построении сложного предложения
  4. нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложение:
  1. Образованный человек продолжает учиться и развиваться на протяжении всей жизни.
  2. Ему показали картинку в книге, на которой было выгравировано знакомое имя.
  3. Я увидел одиноко стоящий гриб на тропинке.
  4. Н. В. Гоголь в одном из писем говорил, что «я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно».
  5. Уильям Блейк не только написал необычные картины, но и создавал прекрасные стихотворения.
  6. В комнате было холодно и совсем неуютно.
  7. Книга, попавшая к нам в руки, состояла из нескольких очерков Ч. Диккенса.
  8. М. А. Булгаков сказал однажды: «Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре».
  9. Опираясь на спинку стула, она сидела бледна и как будто уставшая.
В поле для ответа запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

8. Задание#T11385

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
  • к..бинет
  • возр..ст
  • см..тритель
  • пол..ожение
  • (проселочная) д..рога
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Задание#T11386

Определите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
  • пр..ломление, пр..открыть
  • по..стелить, о..скочить
  • п..дойти, з..крыть
  • ра..досадованный, в..кружить
  • от..граться, небез..звестный
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ответ запишите без пробелов, запятых и других знаков препинания.

10. Задание#T11387

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  1. замш..вый
  2. пальт..цо
  3. ослаб..вать
  4. заворач..вая
  5. незабыва..мый
В ответе запишите номер выбранного слова.

11. Задание#T11388

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
  1. вер..щий (в правду)
  2. мел..т (муку)
  3. (снежинки) та..т
  4. слыш..щий (мелодию)
  5. бор..щийся (с болезнью)
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного слова.

12. Задание#T11389

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
  • Даже НЕ(ИМЕЯ) возможности слышать, Бетховен создавал свои выдающиеся музыкальные произведения.
  • НЕ(ПРАВДА) ли, что ваша мама сегодня особенно хороша?
  • Ваза, стоявшая на подоконнике, оказалась НЕ(СТЕКЛЯННОЙ), а медной, украшенной камнями из темного хрусталя.
  • За дверью были слышны голоса: двое мужчин разговаривали (НЕ)ПО-РУССКИ.
  • С каждой произнесенной взрослыми фразой мальчик понимал, что ему говорят НЕ(ПРАВДУ), что от него что-то скрывают.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

13. Задание#T11390

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
  • ИЗ(ДАЛИ) послышался скрип колес подъезжающей хозяйской повозки, и два юных преступника бросились бежать БЕЗ(ОГЛЯДКИ).
  • Город в тот день изменился ДО(НЕУЗНАВАЕМОСТИ): яблоку негде было упасть среди шумной массы людей всех сортов и достоинств и лавочек с ящиками, наполненными (ДО)ВЕРХУ всякой всячиной.
  • ПОД(ЧАС) их утомляло чтение, они выходили из своих комнат и носились по всему дому НА(ПЕРЕГОНКИ), вызывая тем самым жуткое недовольство взрослых.
  • Он мог БЕЗ(УСТАЛИ) говорить по шесть часов К(РЯДУ).
  • Старик НА(КОНЕЦ) обратил на них внимание: нахмурился, пробормотал что-то про надоедливых спутников, потом взял лошадь ПОД(УЗДЦЫ) и велел идти дальше
Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других знаков препинания.

14. Задание#T11391

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Женщина взволнова(1)о посмотрела на часы, быстро надела кожа(2)ое пальто и вышла на улицу, где ее ждал закута(3)ый в плащ мужчина с деревя(4)ой тростью.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

15. Задание#T11392

Расставьте знаки препинания.
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
  1. Вечерами они либо проводили время в саду под кроной большого ясеня либо оставались в гостиной.
  2. Она будто плыла спокойно и грациозно и изредка кивала головой проходящим мимо знакомым.
  3. Не было дня минуты мгновения без сказок у камина без дружных посиделок без светлого ощущения счастья.
  4. Прошли уже почти пять миль но на горизонте не было видно ни одного лесного поселения.
  5. В комнате стоял запах сирени и раздавались нежные звуки из старенького патефона.
В ответ запишите цифры, соответствующие выбранным предложениям, подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

16. Задание#T11393

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Рассекая волны(1) маленькая шхуна направлялась к горизонту(2) горящему тысячами оттенков(3) неминуемо наступающего(4) дня.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

17. Задание#T11394

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дай(1) Джим(2) на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай(3) с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай(4) Джим(5) на счастье лапу мне.
Пожалуйста(6) голубчик(7) не лижись.
Пойми(8) со мной хоть самое простое.
Ведь(9) ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

(С. А. Есенин)
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

18. Задание#T11395

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ребята попали в другую комнату(1) тяжелая дверь(2) в которую(3) сначала никак не хотела поддаваться(4) и увидели множество странных металлических и стеклянных предметов(5) расставленных на больших деревянных стеллажах.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

19. Задание#T11396

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Нелепость всей этой ситуации состояла в том(1) что(2) если бы заключенный отказался давать показания(3) то его все равно сочли бы виновным(4) и иного выхода(5) кроме(6) как сдать своих друзей(7) у него не было.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

20. Задание#T11397

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Недавно один мой знакомый, захворав, строго наказал родственникам:(2)«Если я умру, то велите газетчику, чтобы он носил мне газеты на кладбище. (3)Пусть носит и вечерние, а то, хоть и вечером, но едва ли меня пустят на Невский. (4)Время такое, что я не могу без известий».

(5)Да, время такое – удивительное время, когда сама смерть страшна лишь, как прекращение подписки на газету. (6)Что делается! (7)Что делается на свете!

(8)Давно ли был тот необыкновенный день, когда человек впервые полетел на крыльях – и, затаив дыхание, с восторгом, со слезами, с трепетом смотрели на него оставшиеся на земле. (9)Летит человек! (10)Летит! (11)Верить не хотели; и те, кто сам не видел, расспрашивали у видевших, правда ли, и как это происходит, и высоко ли поднимается, и похож ли на птицу... на орла, например?

(12)Тысячи тысяч лет неистово завидовал человек птицам, тысячи лет, бескрылый стоял на берегу голубой бездны, откуда светит солнце, и безнадежно, как проклятый, мечтал о неизведанных просторах. (13)Это не была мечта одного или двух, это не был романтический порыв нескольких – это была мечта всего человечества, категорическое требование его венценосного духа.

(14)Стоящий во главе всего звериного рода, самый сильный, самый смелый, самый добрый и самый злой, самый великодушный и самый хищный, первый в лесу и первый на море – мог ли человек успокоиться, пока не станет шефом и всяких крылатых армий, начиная с орла и кончая мотыльком? (15)Иначе его мог оскорбить безнаказанно всякий воробей.

(16) И вот он – полетел. (17)Это был недавно, почти на днях, и все мы помним и чувство гордости нашей и большого страха, огромного беспокойства и тревоги: ведь такой маленький, такой хлипкий и почти что жалкий оказался homo volans среди воздушных бездн, видимой границей которых являются светочи отдалённейших звёзд. (18)Каждый летящий шел как бы на смерть; так все это и знали, так и смотрели в его зачарованное лицо, когда среди европейских толп проходил он к своему «аппарату» и кланялся. (19)И ободранный уличный мальчишка, для которого его царской ложей служила верхушка забора, тоже рукоплескал обреченному: частичка народа, он знал, чья повелительная воля погнала человека на эту новую арену.

(20)Откланявшись, homo летал и, полетав несколько, падал. (21)Так один, так и другой, и сотый: летал – и падал, разбиваясь на смерть. (22)Ломались крылышки, что-то случилось неладное с хвостом, или вдруг переставало биться бензиновое сердце машины – и обреченный падал. (23)Сурово встречал его воздушный океан и без милосердия единым дыханием опрокидывал игрушку; и трепетно было смотреть на одинокого человечка, когда спокойный ветер жестоко и опасно кренил всю его непрочную икаровскую механику – невольно тянулись кверху руки, чтобы заклясть природу!

(24)И если бы в эту опасную минуту – вы представьте это! – кто-нибудь из земных взял дальнобойное ружье и, внимательно прицелившись – вы можете представить это? – выстрелил в летящего, когда он борется с ветром; или привезли бы на поле огромную, стоймя стоящую пушку и деловито навели ее на одинокого в небе... то что бы это было? (25)Слов бы не нашлось, чтобы заклеймить такой невероятный поступок, не выдержали бы такого зрелища ни сердце, ни сознание. (26)Впервые поднялся ребенок на ножки и, пошатываясь, делает первые очаровательные шажки, и замирает сердце родителей – и вдруг – что-то огромное и страшное, грузовой автомобиль, примерно – нарочно наезжает на него, чтобы раздавить, смять, уничтожить... (27)Ужасно!

(28)Но вдруг – вы представьте и это! – летящий с легкостью голубя-турмана кувырнулся в воздухе и расправился в нем еще шире и свободнее; и плавно закружил над головами; и что-то бросил... и дрогнуло все внизу от громоподобного взрыва, звенят какие-то стекла, чей-то стон и вопли, дым, огонь – убийство! (29)И это сделал он – невинный младенец на нетвердых ножках, юнейший homo volans! (30)Ужасно, непонятно и фантастично, как сон.

(31)Да – а именно это и делается сейчас, и называется оно войной в воздухе, воздушным сражением, или еще проще: воздушной разведкой, обыденным явлением, малозначительной подробностью, для которой привычный человек уже не трудится и глаз поднимать. (32)Перепутались и передрались и homo sapiens и homo volans, стреляют, изобретают, убивают, падают.

(33)И в том, что такое явление может казаться обыденным и трактоваться зауряд – и заключается необыкновенность и огромность нашего времени, его текущих дней. (34)Не успев взлететь, уже вступил в воздушную войну человек; еще только вчера сам себя едва державший в воздухе и покорно падавший при первой случайности, сегодня он полным хозяином, летает под градом пуль и шрапнелей, дерется, разрушает города, грозит Лондону и Парижу, бросает вниз насмешливо вызывающие записочки... (35)Способен даже заниматься пустяками! (36)Удивительное время, когда вдруг всеми своими гранями засверкал старый homo, по всем предметам сразу держит мировой экзамен: и на злобу – и на великодушие, и на смелость, и на ум – homo sapiens, homo volans, − первый в лесу, первый на море... первый в воздухе! (37)Старый, чудесный HOMO, самый загадочный и великолепный из всех зверей мира.

(38)И сейчас на мгновение я перестану быть стороной воюющей; ведь дерутся только виды, а род наш один, под одной фамилией «человека» известны мы не только далекому Марсу, но и простой дворовой собаке. (39)И, как член рода, я во всем и навсегда разделю его судьбу, плачу его долги, получаю по его счетам, с ним живу и с ним погибну в последний день земли. (40)Одна у нас совесть, одна и честь – не по личности и не по виду, а по всему роду будут судить нас на Страшном Суде. (41)Когда немцы совершали гнусности, то это было плохо не для одних немцев: всю фамилию Человека позорят их дурные поступки; по Лувену все человечество должно надеть траур и покаянную одежду, и никто не смеет отговариваться, что он лично не участвовал, в разрушении и даже противился ему.

(42)Но и доблестное, что совершается теперь, должно восприниматься всеми нами, как наша общая гордость – кто бы его ни свершал. (43)И меня несказанно восхищает великолепная смелость молодого homo volans, юнейшего шефа всех крылатых армий. (44)Обычно невысокий по своему земному чину: поручик, лейтенант, просто механик и солдат, он летает «с поручениями» так просто и спокойно, как если бы действительно он родился птицей. (45)Вокруг него головокруженье пустоты, провал, бездонность, облака и птицы; под ним – вражеская земля, и каждый дымок на ней – это выстрел, направленный в него: не ласкою и приветом, а огнем и пулями дышит на него земля. (46)И он летит, как лесная птица под выстрелами тысяч охотников, уходит выше, ломает линию пути, чтоб обмануть, а сам смотрит своими глазами homo sapiens, фотографирует, рисует, запоминает, изучает. (47)Нет здесь ни соблазнительных рекордов, ни призов, ни веющих флагами, восторженных трибун; ничей дружеский и любовный взгляд не провожает его и не умоляет небо быть милостивым к дорогому homo volans – один он совершенно. (48)Вокруг – головокруженье пустоты, весь видимый мир, земля и небо, жаждут его смерти, все враждебно и напряжено... а ведь у этой птицы человеческое сердце! (49)Что же это за сила – старый homo? (50)Где границы его смелости? (51)Где конец его вызовам на бой – есть ли враг во вселенной, кому он не бросил бы перчатку!

(По Л. Н. Андрееву*)

* Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) – русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Показать полностью
Какие высказывания соответствуют содержанию текста?
Выберите варианта из списка.
  1. На протяжении всей истории своего существования человек мечтал научиться летать, покорять воздушное пространство наравне с птицами.
  2. Человеку грозит множество опасностей, и автор призывает каждого остановиться, пока не поздно, ведь человеческое желание быть первым во всем и всегда губительно не только для человечества, но и для планеты.
  3. То, что человек научился летать, является не только величайшим его достижением, но и серьезным толчком к новой эпохе – эпохе воздушных войн.
  4. Автор считает все человечество, и себя в том числе, ответственным за все те низкие и дурные поступки, которые совершает любой человек, любая народность, любая нация.
  5. Автор исключительно положительно относится к новой возможности человека летать, признает за ней великое будущее, в котором не будет места войне, так как люди осознают свою хрупкость и ценность каждой человеческой жизни.
Укажите номера ответов.

21. Задание#T11398

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Недавно один мой знакомый, захворав, строго наказал родственникам: (2)«Если я умру, то велите газетчику, чтобы он носил мне газеты на кладбище. (3)Пусть носит и вечерние, а то, хоть и вечером, но едва ли меня пустят на Невский. (4)Время такое, что я не могу без известий».

(5)Да, время такое – удивительное время, когда сама смерть страшна лишь, как прекращение подписки на газету. (6)Что делается! (7)Что делается на свете!

(8)Давно ли был тот необыкновенный день, когда человек впервые полетел на крыльях – и, затаив дыхание, с восторгом, со слезами, с трепетом смотрели на него оставшиеся на земле. (9)Летит человек! (10)Летит! (11)Верить не хотели; и те, кто сам не видел, расспрашивали у видевших, правда ли, и как это происходит, и высоко ли поднимается, и похож ли на птицу... на орла, например?

(12)Тысячи тысяч лет неистово завидовал человек птицам, тысячи лет, бескрылый стоял на берегу голубой бездны, откуда светит солнце, и безнадежно, как проклятый, мечтал о неизведанных просторах. (13)Это не была мечта одного или двух, это не был романтический порыв нескольких – это была мечта всего человечества, категорическое требование его венценосного духа.

(14)Стоящий во главе всего звериного рода, самый сильный, самый смелый, самый добрый и самый злой, самый великодушный и самый хищный, первый в лесу и первый на море – мог ли человек успокоиться, пока не станет шефом и всяких крылатых армий, начиная с орла и кончая мотыльком? (15)Иначе его мог оскорбить безнаказанно всякий воробей.

(16) И вот он – полетел. (17)Это был недавно, почти на днях, и все мы помним и чувство гордости нашей и большого страха, огромного беспокойства и тревоги: ведь такой маленький, такой хлипкий и почти что жалкий оказался homo volans среди воздушных бездн, видимой границей которых являются светочи отдалённейших звёзд. (18)Каждый летящий шел как бы на смерть; так все это и знали, так и смотрели в его зачарованное лицо, когда среди европейских толп проходил он к своему «аппарату» и кланялся. (19)И ободранный уличный мальчишка, для которого его царской ложей служила верхушка забора, тоже рукоплескал обреченному: частичка народа, он знал, чья повелительная воля погнала человека на эту новую арену.

(20)Откланявшись, homo летал и, полетав несколько, падал. (21)Так один, так и другой, и сотый: летал – и падал, разбиваясь на смерть. (22)Ломались крылышки, что-то случилось неладное с хвостом, или вдруг переставало биться бензиновое сердце машины – и обреченный падал. (23)Сурово встречал его воздушный океан и без милосердия единым дыханием опрокидывал игрушку; и трепетно было смотреть на одинокого человечка, когда спокойный ветер жестоко и опасно кренил всю его непрочную икаровскую механику – невольно тянулись кверху руки, чтобы заклясть природу!

(24)И если бы в эту опасную минуту – вы представьте это! – кто-нибудь из земных взял дальнобойное ружье и, внимательно прицелившись – вы можете представить это? – выстрелил в летящего, когда он борется с ветром; или привезли бы на поле огромную, стоймя стоящую пушку и деловито навели ее на одинокого в небе... то что бы это было? (25)Слов бы не нашлось, чтобы заклеймить такой невероятный поступок, не выдержали бы такого зрелища ни сердце, ни сознание. (26)Впервые поднялся ребенок на ножки и, пошатываясь, делает первые очаровательные шажки, и замирает сердце родителей – и вдруг – что-то огромное и страшное, грузовой автомобиль, примерно – нарочно наезжает на него, чтобы раздавить, смять, уничтожить... (27)Ужасно!

(28)Но вдруг – вы представьте и это! – летящий с легкостью голубя-турмана кувырнулся в воздухе и расправился в нем еще шире и свободнее; и плавно закружил над головами; и что-то бросил... и дрогнуло все внизу от громоподобного взрыва, звенят какие-то стекла, чей-то стон и вопли, дым, огонь – убийство! (29)И это сделал он – невинный младенец на нетвердых ножках, юнейший homo volans! (30)Ужасно, непонятно и фантастично, как сон.

(31)Да – а именно это и делается сейчас, и называется оно войной в воздухе, воздушным сражением, или еще проще: воздушной разведкой, обыденным явлением, малозначительной подробностью, для которой привычный человек уже не трудится и глаз поднимать. (32)Перепутались и передрались и homo sapiens и homo volans, стреляют, изобретают, убивают, падают.

(33)И в том, что такое явление может казаться обыденным и трактоваться зауряд – и заключается необыкновенность и огромность нашего времени, его текущих дней. (34)Не успев взлететь, уже вступил в воздушную войну человек; еще только вчера сам себя едва державший в воздухе и покорно падавший при первой случайности, сегодня он полным хозяином, летает под градом пуль и шрапнелей, дерется, разрушает города, грозит Лондону и Парижу, бросает вниз насмешливо вызывающие записочки... (35)Способен даже заниматься пустяками! (36)Удивительное время, когда вдруг всеми своими гранями засверкал старый homo, по всем предметам сразу держит мировой экзамен: и на злобу – и на великодушие, и на смелость, и на ум – homo sapiens, homo volans, − первый в лесу, первый на море... первый в воздухе! (37)Старый, чудесный HOMO, самый загадочный и великолепный из всех зверей мира.

(38)И сейчас на мгновение я перестану быть стороной воюющей; ведь дерутся только виды, а род наш один, под одной фамилией «человека» известны мы не только далекому Марсу, но и простой дворовой собаке. (39)И, как член рода, я во всем и навсегда разделю его судьбу, плачу его долги, получаю по его счетам, с ним живу и с ним погибну в последний день земли. (40)Одна у нас совесть, одна и честь – не по личности и не по виду, а по всему роду будут судить нас на Страшном Суде. (41)Когда немцы совершали гнусности, то это было плохо не для одних немцев: всю фамилию Человека позорят их дурные поступки; по Лувену все человечество должно надеть траур и покаянную одежду, и никто не смеет отговариваться, что он лично не участвовал, в разрушении и даже противился ему.

(42)Но и доблестное, что совершается теперь, должно восприниматься всеми нами, как наша общая гордость – кто бы его ни свершал. (43)И меня несказанно восхищает великолепная смелость молодого homo volans, юнейшего шефа всех крылатых армий. (44)Обычно невысокий по своему земному чину: поручик, лейтенант, просто механик и солдат, он летает «с поручениями» так просто и спокойно, как если бы действительно он родился птицей. (45)Вокруг него головокруженье пустоты, провал, бездонность, облака и птицы; под ним – вражеская земля, и каждый дымок на ней – это выстрел, направленный в него: не ласкою и приветом, а огнем и пулями дышит на него земля. (46)И он летит, как лесная птица под выстрелами тысяч охотников, уходит выше, ломает линию пути, чтоб обмануть, а сам смотрит своими глазами homo sapiens, фотографирует, рисует, запоминает, изучает. (47)Нет здесь ни соблазнительных рекордов, ни призов, ни веющих флагами, восторженных трибун; ничей дружеский и любовный взгляд не провожает его и не умоляет небо быть милостивым к дорогому homo volans – один он совершенно. (48)Вокруг – головокруженье пустоты, весь видимый мир, земля и небо, жаждут его смерти, все враждебно и напряжено... а ведь у этой птицы человеческое сердце! (49)Что же это за сила – старый homo? (50)Где границы его смелости? (51)Где конец его вызовам на бой – есть ли враг во вселенной, кому он не бросил бы перчатку!

(По Л. Н. Андрееву *)

* Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) – русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Показать полностью
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
  1. В предложениях представлено рассуждение.
  2. Предложение подтверждает суждение, указывает на причину того, о чем говорится в предложении
  3. В предложениях содержится описание.
  4. В предложениях представлено повествование.
  5. В предложении содержится пояснение того, о чем говорится в предложении
Укажите в поле для ответа номера трех вариантов из списка.

22. Задание#T11399

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Недавно один мой знакомый, захворав, строго наказал родственникам: (2)«Если я умру, то велите газетчику, чтобы он носил мне газеты на кладбище. (3)Пусть носит и вечерние, а то, хоть и вечером, но едва ли меня пустят на Невский. (4)Время такое, что я не могу без известий».

(5)Да, время такое – удивительное время, когда сама смерть страшна лишь, как прекращение подписки на газету. (6)Что делается! (7)Что делается на свете!

(8)Давно ли был тот необыкновенный день, когда человек впервые полетел на крыльях – и, затаив дыхание, с восторгом, со слезами, с трепетом смотрели на него оставшиеся на земле. (9)Летит человек! (10)Летит! (11)Верить не хотели; и те, кто сам не видел, расспрашивали у видевших, правда ли, и как это происходит, и высоко ли поднимается, и похож ли на птицу... на орла, например?

(12)Тысячи тысяч лет неистово завидовал человек птицам, тысячи лет, бескрылый стоял на берегу голубой бездны, откуда светит солнце, и безнадежно, как проклятый, мечтал о неизведанных просторах. (13)Это не была мечта одного или двух, это не был романтический порыв нескольких – это была мечта всего человечества, категорическое требование его венценосного духа.

(14)Стоящий во главе всего звериного рода, самый сильный, самый смелый, самый добрый и самый злой, самый великодушный и самый хищный, первый в лесу и первый на море – мог ли человек успокоиться, пока не станет шефом и всяких крылатых армий, начиная с орла и кончая мотыльком? (15)Иначе его мог оскорбить безнаказанно всякий воробей.

(16) И вот он – полетел. (17)Это был недавно, почти на днях, и все мы помним и чувство гордости нашей и большого страха, огромного беспокойства и тревоги: ведь такой маленький, такой хлипкий и почти что жалкий оказался homo volans среди воздушных бездн, видимой границей которых являются светочи отдалённейших звёзд. (18)Каждый летящий шел как бы на смерть; так все это и знали, так и смотрели в его зачарованное лицо, когда среди европейских толп проходил он к своему «аппарату» и кланялся. (19)И ободранный уличный мальчишка, для которого его царской ложей служила верхушка забора, тоже рукоплескал обреченному: частичка народа, он знал, чья повелительная воля погнала человека на эту новую арену.

(20)Откланявшись, homo летал и, полетав несколько, падал. (21)Так один, так и другой, и сотый: летал – и падал, разбиваясь на смерть. (22)Ломались крылышки, что-то случилось неладное с хвостом, или вдруг переставало биться бензиновое сердце машины – и обреченный падал. (23)Сурово встречал его воздушный океан и без милосердия единым дыханием опрокидывал игрушку; и трепетно было смотреть на одинокого человечка, когда спокойный ветер жестоко и опасно кренил всю его непрочную икаровскую механику – невольно тянулись кверху руки, чтобы заклясть природу!

(24)И если бы в эту опасную минуту – вы представьте это! – кто-нибудь из земных взял дальнобойное ружье и, внимательно прицелившись – вы можете представить это? – выстрелил в летящего, когда он борется с ветром; или привезли бы на поле огромную, стоймя стоящую пушку и деловито навели ее на одинокого в небе... то что бы это было? (25)Слов бы не нашлось, чтобы заклеймить такой невероятный поступок, не выдержали бы такого зрелища ни сердце, ни сознание. (26)Впервые поднялся ребенок на ножки и, пошатываясь, делает первые очаровательные шажки, и замирает сердце родителей – и вдруг – что-то огромное и страшное, грузовой автомобиль, примерно – нарочно наезжает на него, чтобы раздавить, смять, уничтожить... (27)Ужасно!

(28)Но вдруг – вы представьте и это! – летящий с легкостью голубя-турмана кувырнулся в воздухе и расправился в нем еще шире и свободнее; и плавно закружил над головами; и что-то бросил... и дрогнуло все внизу от громоподобного взрыва, звенят какие-то стекла, чей-то стон и вопли, дым, огонь – убийство! (29)И это сделал он – невинный младенец на нетвердых ножках, юнейший homo volans! (30)Ужасно, непонятно и фантастично, как сон.

(31)Да – а именно это и делается сейчас, и называется оно войной в воздухе, воздушным сражением, или еще проще: воздушной разведкой, обыденным явлением, малозначительной подробностью, для которой привычный человек уже не трудится и глаз поднимать. (32)Перепутались и передрались и homo sapiens и homo volans, стреляют, изобретают, убивают, падают.

(33)И в том, что такое явление может казаться обыденным и трактоваться зауряд – и заключается необыкновенность и огромность нашего времени, его текущих дней. (34)Не успев взлететь, уже вступил в воздушную войну человек; еще только вчера сам себя едва державший в воздухе и покорно падавший при первой случайности, сегодня он полным хозяином, летает под градом пуль и шрапнелей, дерется, разрушает города, грозит Лондону и Парижу, бросает вниз насмешливо вызывающие записочки... (35)Способен даже заниматься пустяками! (36)Удивительное время, когда вдруг всеми своими гранями засверкал старый homo, по всем предметам сразу держит мировой экзамен: и на злобу – и на великодушие, и на смелость, и на ум – homo sapiens, homo volans, − первый в лесу, первый на море... первый в воздухе! (37)Старый, чудесный HOMO, самый загадочный и великолепный из всех зверей мира.

(38)И сейчас на мгновение я перестану быть стороной воюющей; ведь дерутся только виды, а род наш один, под одной фамилией «человека» известны мы не только далекому Марсу, но и простой дворовой собаке. (39)И, как член рода, я во всем и навсегда разделю его судьбу, плачу его долги, получаю по его счетам, с ним живу и с ним погибну в последний день земли. (40)Одна у нас совесть, одна и честь – не по личности и не по виду, а по всему роду будут судить нас на Страшном Суде. (41)Когда немцы совершали гнусности, то это было плохо не для одних немцев: всю фамилию Человека позорят их дурные поступки; по Лувену все человечество должно надеть траур и покаянную одежду, и никто не смеет отговариваться, что он лично не участвовал, в разрушении и даже противился ему.

(42)Но и доблестное, что совершается теперь, должно восприниматься всеми нами, как наша общая гордость – кто бы его ни свершал. (43)И меня несказанно восхищает великолепная смелость молодого homo volans, юнейшего шефа всех крылатых армий. (44)Обычно невысокий по своему земному чину: поручик, лейтенант, просто механик и солдат, он летает «с поручениями» так просто и спокойно, как если бы действительно он родился птицей. (45)Вокруг него головокруженье пустоты, провал, бездонность, облака и птицы; под ним – вражеская земля, и каждый дымок на ней – это выстрел, направленный в него: не ласкою и приветом, а огнем и пулями дышит на него земля. (46)И он летит, как лесная птица под выстрелами тысяч охотников, уходит выше, ломает линию пути, чтоб обмануть, а сам смотрит своими глазами homo sapiens, фотографирует, рисует, запоминает, изучает. (47)Нет здесь ни соблазнительных рекордов, ни призов, ни веющих флагами, восторженных трибун; ничей дружеский и любовный взгляд не провожает его и не умоляет небо быть милостивым к дорогому homo volans – один он совершенно. (48)Вокруг – головокруженье пустоты, весь видимый мир, земля и небо, жаждут его смерти, все враждебно и напряжено... а ведь у этой птицы человеческое сердце! (49)Что же это за сила – старый homo? (50)Где границы его смелости? (51)Где конец его вызовам на бой – есть ли враг во вселенной, кому он не бросил бы перчатку!

(По Л. Н. Андрееву*)

* Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) – русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Показать полностью
Из предложений выпишите слово со значением: «Чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от чего-либо».
Ответ запишите без пробелов, запятых и других знаков препинания.

23. Задание#T11400

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Недавно один мой знакомый, захворав, строго наказал родственникам: (2)«Если я умру, то велите газетчику, чтобы он носил мне газеты на кладбище. (3)Пусть носит и вечерние, а то, хоть и вечером, но едва ли меня пустят на Невский. (4)Время такое, что я не могу без известий».

(5)Да, время такое – удивительное время, когда сама смерть страшна лишь, как прекращение подписки на газету. (6)Что делается! (7)Что делается на свете!

(8)Давно ли был тот необыкновенный день, когда человек впервые полетел на крыльях – и, затаив дыхание, с восторгом, со слезами, с трепетом смотрели на него оставшиеся на земле. (9)Летит человек! (10)Летит! (11)Верить не хотели; и те, кто сам не видел, расспрашивали у видевших, правда ли, и как это происходит, и высоко ли поднимается, и похож ли на птицу... на орла, например?

(12)Тысячи тысяч лет неистово завидовал человек птицам, тысячи лет, бескрылый стоял на берегу голубой бездны, откуда светит солнце, и безнадежно, как проклятый, мечтал о неизведанных просторах. (13)Это не была мечта одного или двух, это не был романтический порыв нескольких – это была мечта всего человечества, категорическое требование его венценосного духа.

(14)Стоящий во главе всего звериного рода, самый сильный, самый смелый, самый добрый и самый злой, самый великодушный и самый хищный, первый в лесу и первый на море – мог ли человек успокоиться, пока не станет шефом и всяких крылатых армий, начиная с орла и кончая мотыльком? (15)Иначе его мог оскорбить безнаказанно всякий воробей.

(16) И вот он – полетел. (17)Это был недавно, почти на днях, и все мы помним и чувство гордости нашей и большого страха, огромного беспокойства и тревоги: ведь такой маленький, такой хлипкий и почти что жалкий оказался homo volans среди воздушных бездн, видимой границей которых являются светочи отдалённейших звёзд. (18)Каждый летящий шел как бы на смерть; так все это и знали, так и смотрели в его зачарованное лицо, когда среди европейских толп проходил он к своему «аппарату» и кланялся. (19)И ободранный уличный мальчишка, для которого его царской ложей служила верхушка забора, тоже рукоплескал обреченному: частичка народа, он знал, чья повелительная воля погнала человека на эту новую арену.

(20)Откланявшись, homo летал и, полетав несколько, падал. (21)Так один, так и другой, и сотый: летал – и падал, разбиваясь на смерть. (22)Ломались крылышки, что-то случилось неладное с хвостом, или вдруг переставало биться бензиновое сердце машины – и обреченный падал. (23)Сурово встречал его воздушный океан и без милосердия единым дыханием опрокидывал игрушку; и трепетно было смотреть на одинокого человечка, когда спокойный ветер жестоко и опасно кренил всю его непрочную икаровскую механику – невольно тянулись кверху руки, чтобы заклясть природу!

(24)И если бы в эту опасную минуту – вы представьте это! – кто-нибудь из земных взял дальнобойное ружье и, внимательно прицелившись – вы можете представить это? – выстрелил в летящего, когда он борется с ветром; или привезли бы на поле огромную, стоймя стоящую пушку и деловито навели ее на одинокого в небе... то что бы это было? (25)Слов бы не нашлось, чтобы заклеймить такой невероятный поступок, не выдержали бы такого зрелища ни сердце, ни сознание. (26)Впервые поднялся ребенок на ножки и, пошатываясь, делает первые очаровательные шажки, и замирает сердце родителей – и вдруг – что-то огромное и страшное, грузовой автомобиль, примерно – нарочно наезжает на него, чтобы раздавить, смять, уничтожить... (27)Ужасно!

(28)Но вдруг – вы представьте и это! – летящий с легкостью голубя-турмана кувырнулся в воздухе и расправился в нем еще шире и свободнее; и плавно закружил над головами; и что-то бросил... и дрогнуло все внизу от громоподобного взрыва, звенят какие-то стекла, чей-то стон и вопли, дым, огонь – убийство! (29)И это сделал он – невинный младенец на нетвердых ножках, юнейший homo volans! (30)Ужасно, непонятно и фантастично, как сон.

(31)Да – а именно это и делается сейчас, и называется оно войной в воздухе, воздушным сражением, или еще проще: воздушной разведкой, обыденным явлением, малозначительной подробностью, для которой привычный человек уже не трудится и глаз поднимать. (32)Перепутались и передрались и homo sapiens и homo volans, стреляют, изобретают, убивают, падают.

(33)И в том, что такое явление может казаться обыденным и трактоваться зауряд – и заключается необыкновенность и огромность нашего времени, его текущих дней. (34)Не успев взлететь, уже вступил в воздушную войну человек; еще только вчера сам себя едва державший в воздухе и покорно падавший при первой случайности, сегодня он полным хозяином, летает под градом пуль и шрапнелей, дерется, разрушает города, грозит Лондону и Парижу, бросает вниз насмешливо вызывающие записочки... (35)Способен даже заниматься пустяками! (36)Удивительное время, когда вдруг всеми своими гранями засверкал старый homo, по всем предметам сразу держит мировой экзамен: и на злобу – и на великодушие, и на смелость, и на ум – homo sapiens, homo volans, − первый в лесу, первый на море... первый в воздухе! (37)Старый, чудесный HOMO, самый загадочный и великолепный из всех зверей мира.

(38)И сейчас на мгновение я перестану быть стороной воюющей; ведь дерутся только виды, а род наш один, под одной фамилией «человека» известны мы не только далекому Марсу, но и простой дворовой собаке. (39)И, как член рода, я во всем и навсегда разделю его судьбу, плачу его долги, получаю по его счетам, с ним живу и с ним погибну в последний день земли. (40)Одна у нас совесть, одна и честь – не по личности и не по виду, а по всему роду будут судить нас на Страшном Суде. (41)Когда немцы совершали гнусности, то это было плохо не для одних немцев: всю фамилию Человека позорят их дурные поступки; по Лувену все человечество должно надеть траур и покаянную одежду, и никто не смеет отговариваться, что он лично не участвовал, в разрушении и даже противился ему.

(42)Но и доблестное, что совершается теперь, должно восприниматься всеми нами, как наша общая гордость – кто бы его ни свершал. (43)И меня несказанно восхищает великолепная смелость молодого homo volans, юнейшего шефа всех крылатых армий. (44)Обычно невысокий по своему земному чину: поручик, лейтенант, просто механик и солдат, он летает «с поручениями» так просто и спокойно, как если бы действительно он родился птицей. (45)Вокруг него головокруженье пустоты, провал, бездонность, облака и птицы; под ним – вражеская земля, и каждый дымок на ней – это выстрел, направленный в него: не ласкою и приветом, а огнем и пулями дышит на него земля. (46)И он летит, как лесная птица под выстрелами тысяч охотников, уходит выше, ломает линию пути, чтоб обмануть, а сам смотрит своими глазами homo sapiens, фотографирует, рисует, запоминает, изучает. (47)Нет здесь ни соблазнительных рекордов, ни призов, ни веющих флагами, восторженных трибун; ничей дружеский и любовный взгляд не провожает его и не умоляет небо быть милостивым к дорогому homo volans – один он совершенно. (48)Вокруг – головокруженье пустоты, весь видимый мир, земля и небо, жаждут его смерти, все враждебно и напряжено... а ведь у этой птицы человеческое сердце! (49)Что же это за сила – старый homo? (50)Где границы его смелости? (51)Где конец его вызовам на бой – есть ли враг во вселенной, кому он не бросил бы перчатку!

(По Л. Н. Андрееву *)

* Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) – русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Показать полностью
Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и однокоренного слова.
Напишите номер этого предложения. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

24. Задание#T11401

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Недавно один мой знакомый, захворав, строго наказал родственникам: (2)«Если я умру, то велите газетчику, чтобы он носил мне газеты на кладбище. (3)Пусть носит и вечерние, а то, хоть и вечером, но едва ли меня пустят на Невский. (4)Время такое, что я не могу без известий».

(5)Да, время такое – удивительное время, когда сама смерть страшна лишь, как прекращение подписки на газету. (6)Что делается! (7)Что делается на свете!

(8)Давно ли был тот необыкновенный день, когда человек впервые полетел на крыльях – и, затаив дыхание, с восторгом, со слезами, с трепетом смотрели на него оставшиеся на земле. (9)Летит человек! (10)Летит! (11)Верить не хотели; и те, кто сам не видел, расспрашивали у видевших, правда ли, и как это происходит, и высоко ли поднимается, и похож ли на птицу... на орла, например?

(12)Тысячи тысяч лет неистово завидовал человек птицам, тысячи лет, бескрылый стоял на берегу голубой бездны, откуда светит солнце, и безнадежно, как проклятый, мечтал о неизведанных просторах. (13)Это не была мечта одного или двух, это не был романтический порыв нескольких – это была мечта всего человечества, категорическое требование его венценосного духа.

(14)Стоящий во главе всего звериного рода, самый сильный, самый смелый, самый добрый и самый злой, самый великодушный и самый хищный, первый в лесу и первый на море – мог ли человек успокоиться, пока не станет шефом и всяких крылатых армий, начиная с орла и кончая мотыльком? (15)Иначе его мог оскорбить безнаказанно всякий воробей.

(16) И вот он – полетел. (17)Это был недавно, почти на днях, и все мы помним и чувство гордости нашей и большого страха, огромного беспокойства и тревоги: ведь такой маленький, такой хлипкий и почти что жалкий оказался homo volans среди воздушных бездн, видимой границей которых являются светочи отдалённейших звёзд. (18)Каждый летящий шел как бы на смерть; так все это и знали, так и смотрели в его зачарованное лицо, когда среди европейских толп проходил он к своему «аппарату» и кланялся. (19)И ободранный уличный мальчишка, для которого его царской ложей служила верхушка забора, тоже рукоплескал обреченному: частичка народа, он знал, чья повелительная воля погнала человека на эту новую арену.

(20)Откланявшись, homo летал и, полетав несколько, падал. (21)Так один, так и другой, и сотый: летал – и падал, разбиваясь на смерть. (22)Ломались крылышки, что-то случилось неладное с хвостом, или вдруг переставало биться бензиновое сердце машины – и обреченный падал. (23)Сурово встречал его воздушный океан и без милосердия единым дыханием опрокидывал игрушку; и трепетно было смотреть на одинокого человечка, когда спокойный ветер жестоко и опасно кренил всю его непрочную икаровскую механику – невольно тянулись кверху руки, чтобы заклясть природу!

(24)И если бы в эту опасную минуту – вы представьте это! – кто-нибудь из земных взял дальнобойное ружье и, внимательно прицелившись – вы можете представить это? – выстрелил в летящего, когда он борется с ветром; или привезли бы на поле огромную, стоймя стоящую пушку и деловито навели ее на одинокого в небе... то что бы это было? (25)Слов бы не нашлось, чтобы заклеймить такой невероятный поступок, не выдержали бы такого зрелища ни сердце, ни сознание. (26)Впервые поднялся ребенок на ножки и, пошатываясь, делает первые очаровательные шажки, и замирает сердце родителей – и вдруг – что-то огромное и страшное, грузовой автомобиль, примерно – нарочно наезжает на него, чтобы раздавить, смять, уничтожить... (27)Ужасно!

(28)Но вдруг – вы представьте и это! – летящий с легкостью голубя-турмана кувырнулся в воздухе и расправился в нем еще шире и свободнее; и плавно закружил над головами; и что-то бросил... и дрогнуло все внизу от громоподобного взрыва, звенят какие-то стекла, чей-то стон и вопли, дым, огонь – убийство! (29)И это сделал он – невинный младенец на нетвердых ножках, юнейший homo volans! (30)Ужасно, непонятно и фантастично, как сон.

(31)Да – а именно это и делается сейчас, и называется оно войной в воздухе, воздушным сражением, или еще проще: воздушной разведкой, обыденным явлением, малозначительной подробностью, для которой привычный человек уже не трудится и глаз поднимать. (32)Перепутались и передрались и homo sapiens и homo volans, стреляют, изобретают, убивают, падают.

(33)И в том, что такое явление может казаться обыденным и трактоваться зауряд – и заключается необыкновенность и огромность нашего времени, его текущих дней. (34)Не успев взлететь, уже вступил в воздушную войну человек; еще только вчера сам себя едва державший в воздухе и покорно падавший при первой случайности, сегодня он полным хозяином, летает под градом пуль и шрапнелей, дерется, разрушает города, грозит Лондону и Парижу, бросает вниз насмешливо вызывающие записочки... (35)Способен даже заниматься пустяками! (36)Удивительное время, когда вдруг всеми своими гранями засверкал старый homo, по всем предметам сразу держит мировой экзамен: и на злобу – и на великодушие, и на смелость, и на ум – homo sapiens, homo volans, − первый в лесу, первый на море... первый в воздухе! (37)Старый, чудесный HOMO, самый загадочный и великолепный из всех зверей мира.

(38)И сейчас на мгновение я перестану быть стороной воюющей; ведь дерутся только виды, а род наш один, под одной фамилией «человека» известны мы не только далекому Марсу, но и простой дворовой собаке. (39)И, как член рода, я во всем и навсегда разделю его судьбу, плачу его долги, получаю по его счетам, с ним живу и с ним погибну в последний день земли. (40)Одна у нас совесть, одна и честь – не по личности и не по виду, а по всему роду будут судить нас на Страшном Суде. (41)Когда немцы совершали гнусности, то это было плохо не для одних немцев: всю фамилию Человека позорят их дурные поступки; по Лувену все человечество должно надеть траур и покаянную одежду, и никто не смеет отговариваться, что он лично не участвовал, в разрушении и даже противился ему.

(42)Но и доблестное, что совершается теперь, должно восприниматься всеми нами, как наша общая гордость – кто бы его ни свершал. (43)И меня несказанно восхищает великолепная смелость молодого homo volans, юнейшего шефа всех крылатых армий. (44)Обычно невысокий по своему земному чину: поручик, лейтенант, просто механик и солдат, он летает «с поручениями» так просто и спокойно, как если бы действительно он родился птицей. (45)Вокруг него головокруженье пустоты, провал, бездонность, облака и птицы; под ним – вражеская земля, и каждый дымок на ней – это выстрел, направленный в него: не ласкою и приветом, а огнем и пулями дышит на него земля. (46)И он летит, как лесная птица под выстрелами тысяч охотников, уходит выше, ломает линию пути, чтоб обмануть, а сам смотрит своими глазами homo sapiens, фотографирует, рисует, запоминает, изучает. (47)Нет здесь ни соблазнительных рекордов, ни призов, ни веющих флагами, восторженных трибун; ничей дружеский и любовный взгляд не провожает его и не умоляет небо быть милостивым к дорогому homo volans – один он совершенно. (48)Вокруг – головокруженье пустоты, весь видимый мир, земля и небо, жаждут его смерти, все враждебно и напряжено... а ведь у этой птицы человеческое сердце! (49)Что же это за сила – старый homo? (50)Где границы его смелости? (51)Где конец его вызовам на бой – есть ли враг во вселенной, кому он не бросил бы перчатку!

(По Л. Н. Андрееву*)

* Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) – русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами).
«Язык Леонида Андреева известен своей богатой образностью, его тексты отличают такой троп, как (А) ________ («бензиновое сердце» в предложении 22; «воздушная война» в предложении 34), или прием (Б) ________ («с восторгом, со слезами, с трепетом» в предложении 8). Для большей эмоциональности и выразительности автор часто использует такой синтаксический прием, как (В) ________ (предложения 9, 10; 28, 29). Л. Андреев также активно использует (Г) ________ («самый добрый и самый злой, самый великодушный и самый хищный» в предложении 14; «с ним живу и с ним погибну» в предложении 39)».
Показать полностью

Список терминов:

  1. ирония
  2. эпитеты
  3. лексический повтор
  4. контекстуальные антонимы
  5. градация
  6. риторическое восклицание
  7. метафора
  8. литота
  9. парцелляция
В поле для ответа запишите цифры, соответствующие терминам обозначенным буквами АБВГ, без пробелов, запятых и других знаков препинания.
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 24
Времени прошло: 00:00:00