Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 56 за 2016 год

Тренировочный вариант состоит из 24 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#457

1. Задание#T11731

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна преобразовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики осветительных приборов, помимо эффективности использования электричества, вынуждены задумываться еще о массе факторов: во-первых, об экологической безопасности, безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетичности приемлемости. (3)Безусловно, совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)Например, в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использовать во флюоресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5) ... на практике выяснилось, что этот газ малоэффективен. (6)Если в ртутной лампе есть возможность получать 60 люмен (люмен – единица измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой – только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тратится больше, а следовательно, больше сжигается ископаемого топлива.
Показать полностью
Выберите варианта из списка, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
  1. Разрабатывая современные осветительные приборы, необходимо учитывать эффективность использования электричества, безопасность для здоровья человека, надёжность и эстетичность изделия.
  2. Ксенон экологически безопасен, но малоэффективен, так как при использовании данного газа больше сжигается газа и тратится электричества.
  3. Совместить в одном изделии (речь идёт об осветительных приборах) эффективность и современный дизайн нелегко, хотя учёные активно продолжают исследования в этой области.
  4. Требования к осветительным приборам со временем претерпевают изменения: от простого преобразования электрической энергии к эффективному её использованию, безопасности, надёжности и эстетичности данных устройств.
  5. Совместить в одном устройстве преобразование электрической энергии в свет, используя для этих целей газ ксенон, и эстетичный дизайн прибора нелегко, притом и малоэффективно.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

2. Задание#T11732

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна преобразовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики осветительных приборов, помимо эффективности использования электричества, вынуждены задумываться еще о массе факторов: во-первых, об экологической безопасности, безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетичности приемлемости. (3)Безусловно, совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)Например, в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использовать во флюоресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5) ... на практике выяснилось, что этот газ малоэффективен. (6)Если в ртутной лампе есть возможность получать 60 люмен (люмен – единица измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой – только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тратится больше, а следовательно, больше сжигается ископаемого топлива.
Показать полностью
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в пятом () предложении текста?
  1. При этом
  2. Иногда
  3. Таким образом
  4. Разумеется
  5. Однако

3. Задание#T9827

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна преобразовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики осветительных приборов, помимо эффективности использования электричества, вынуждены задумываться еще о массе факторов: во-первых, об экологической безопасности, безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетичности приемлемости. (3)Безусловно, совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)Например, в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использовать во флюоресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5) ... на практике выяснилось, что этот газ малоэффективен. (6)Если в ртутной лампе есть возможность получать 60 люмен (люмен – единица измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой – только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тратится больше, а следовательно, больше сжигается ископаемого топлива.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста.
ВРЕМЯ, -мени; мн. времена, -мён, -менам; ср.
  1. филос. Основная (наряду с пространством) форма существования бесконечно развивающейся материи. Бесконечность пространства и времени.
  2. Отрезок, промежуток в последовательной смене минут, часов, дней, лет и т.п. Отрезок времени. На короткое в. // Пора дня, недели, года и т.п., связанная с явлениями природы. В. весны. // Пора, часы, момент и т. п. отведённые для чего-л., в которые происходит что-л. В. обеда. // Свободные от обычных занятий часы, дни и т. п.; досуг. У меня нет времени для гостей.
  3. мн.: времена, -мён. период, эпоха (в жизни человечества, какого-л. народа, государства, общества и т.п.). Военное в. Новое, старое в.
  4. грамм. Категория глагола, относящая действие посредством специальных форм в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в.
  5. Во время чего, в зн. предлога. В тот период, промежуток, когда что-л. происходит. Во время каникул. Во время войны.
Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

4. Задание#T11733

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  1. нефтепрОвод
  2. баловАть
  3. понЯвший
  4. спокОйнее
  5. цЕнтнер
В поле для ответа запишите номер выбранного слова.

5. Задание#T11734

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
  • Писатель ДОПОЛНИЛ описание новыми подробностями.
  • Посещая курсы иностранного языка, ты можешь ВОСПОЛНИТЬ пробел в знаниях.
  • ТЕХНИЧНЫЙ спортсмен умеет активно использовать не только свой вес и инерцию движения тела, но и инерцию движения соперника.
  • Компания Star Academy предлагает своим клиентам получить качественное ТЕХНИЧЕСКОЕ образование в самых популярных университетах мира.
  • С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТИСТЫХ цветов.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.

6. Задание#T11735

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • ВЕЧЕРНЕЕ Сочи
  • сто ГРАММОВ
  • искать ПАРТИЗАН
  • ОБОИХ компонентов
  • варенье СЛАЩЕ
Исправьте ошибку и запишите в поле для ответов слово правильно строчными буквами.

7. Задание#T11736

Установите соответствие между грамматической ошибкой (обозначено буквами) и предложением, в котором она допущена (обозначено цифрами).
Грамматическая ошибка:
  1. ошибка в образовании формы причастия
  2. ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
  3. нарушение в построении предложения с однородными членами
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  5. ошибка, связанная с нарушением норм управления
Предложение:
  1. Ученики, сумеющие выполнить задание вовремя, будут освобождены от сдачи зачётов.
  2. Погрязши в долгах, он всё равно продолжал брать взаймы.
  3. Приехав на Кавказ, нас встретила прекрасная погода.
  4. Движение по трассе было прервано благодаря снежным заносам.
  5. Работы на пришкольном участке проводились согласно указаниям учителя.
  6. Артист был удостоен высокой награды.
  7. В этом году в городе построено двадцать один дом.
  8. Недорослями называли молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.
  9. В турнире участвовали представители разных стран: Австрии, Венгрии, Румынии, России.
Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

8. Задание#T11737

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
  • пок..яние
  • к..варный
  • ст..рожил
  • хам..леон
  • дог..равший
Выпишите это слово в поле для ответа строчными буквами, вставив пропущенную букву.

9. Задание#T11738

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
пр..стол, пр..чудливый
чере..чур, бе..цветный
супер..дея, из..мать
о..тиск, по..ставить
вз..браться, з..говорить
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других знаков препинания.

10. Задание#T11739

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  1. ружь..цо
  2. больш..нство
  3. сем..чко
  4. фланел..вый
  5. замечат..льный
В поле для ответа запишите номер выбранного слова.

11. Задание#T11740

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
  1. колыш..щиеся (знамёна)
  2. та..щий (снег)
  3. жал..щая (оса)
  4. (они) пыш..т
  5. ве..т (ветры)
Запишите номер ответа.

12. Задание#T11741

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
  • (НЕ)РАБОТАЯ, сыт не будешь.
  • Окна были (НЕ)ЗАНАВЕШЕНЫ.
  • Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.
  • Общие места сценария в фильме обрели (НЕ)ДОСТАЮЩУЮ им конкретность.
  • Гагин казался вовсе (НЕ)ПОХОЖИМ на всех русских людей, перебывавших у неё в пансионе.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

13. Задание#T9914

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
  • Роман ТО(ЖЕ) не удался ростом, к ТОМУ(ЖЕ) был лукав.
  • Нет, судите наш народ не (ПО)ТОМУ, что он есть, а (ПО)ТОМУ, чем он желал бы стать.
  • ЧТО(БЫ) вы ни сказали, я ВСЁ(ТАКИ) останусь при своём мнении.
  • Я не рождён, ЧТО(Б) три раза смотреть (ПО)РАЗНОМУ в глаза.
  • (В)ПОСЛЕДСТВИИ речь автора была проста, (ПРИ)ЧЁМ выразительна.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других знаков препинания.

14. Задание#T11742

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Зыряновы жили в стари(1)ом деревя(2)ом флигельке, оклее(3)ом обоями и в три цвета краше(4)ом снаружи.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

15. Задание#T11743

Расставьте знаки препинания.
  1. Каждое утро он стал подниматься ни свет ни заря.
  2. Он сыпал весёлыми шутками обращаясь то к одному то к другому.
  3. Покорил великий хан все восточные страны и устремил грозный взгляд на землю сибирскую.
  4. Устюг поставлял в Сибирь товары как собственного производства так и привозные из других городов.
  5. Портрет был необычным и по краскам и по содержанию.
В ответе укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

16. Задание#T9913

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отражённые играющим морем (1) эти звёздочки прыгали по волнам (2) то (3) исчезая (4) то вновь блестя.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

17. Задание#T9836

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вертолёт(1) тем временем(2) взял курс на остров, не слишком(3) впрочем(4) торопясь.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

18. Задание#T11744

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
До самого горизонта(1) сколько ни вглядывайся(2) одна вода(3) посреди которой(4) кое-где возвышаются кусочки суши.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

19. Задание#T11745

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он читал в детективах (1) что (2) когда идёшь на задание (3) надо проверить (4) нет ли за тобою «хвоста».
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

20. Задание#T11746

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В глубине Грузии есть местечко Гелати. (2)Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.

(3)Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. (4)Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как небесное пространство, времена.

(5)Все замерло и остановилось в Гелати. (6)Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.

(7)Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.

(8)В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.

(9)Медленно и тихо ступил я в собор. (10)Он был темен от копоти. (11)С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. (12)В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. (13)И то проступал скорбный глаз пресвятой матери-богородицы, то окровавленная нога распятого спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.

(14)Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. (15)Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. (16)От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. (17)Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный бог.

(18)Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.

(19)Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. (20)Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.

(21)Совсем уж тихо, с опущенной головой покинул я оскверненный, но не убитый храм и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже сношенную ногами людей.

(22)На белой, грубо тесанной плите вязь причудливой грузинской письменности. (23)Иные буквы и слова уже стерты ступнями человеческими.

(24)Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь на сколько-то сантиметров выше Петра Великого, и потому так огромна плита на могиле его.

(25)На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его...»

(26)Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов.

(По В. П. Астафьеву*)

*Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — выдающийся советский и российский писатель.
Показать полностью
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
  1. Местечко Гелати известно развалинами старой академии, в которой, по преданию, учился Шота Руставели, а также собором, воздвигнутым царём Давидом.
  2. Местечко Гелати, расположенное в глубине Грузии, поражает диковинной природой, древними строениями, всё замерло здесь, даже время остановило свой бег.
  3. Собор поражал посетителя контрастом своего внутреннего убранства: с одной стороны – серые потёки, чёрная копоть, с другой – чистота красок лоскута святой одежды.
  4. Грузины не стали реставрировать гелатский собор после варварских набегов завоевателей-монгол, это память о прошлом, о Давиде-строителе, которым они по праву гордятся.
  5. Покидая осквернённый, убитый храм, можно заметить у входа в собор массивную гранитную плиту, на которой остался завет творца.
Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других знаков препинания.

21. Задание#T11747

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В глубине Грузии есть местечко Гелати. (2)Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.

(3)Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. (4)Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как небесное пространство, времена.

(5)Все замерло и остановилось в Гелати. (6)Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.

(7)Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.

(8)В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.

(9)Медленно и тихо ступил я в собор. (10)Он был темен от копоти. (11)С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. (12)В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. (13)И то проступал скорбный глаз пресвятой матери-богородицы, то окровавленная нога распятого спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.

(14)Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. (15)Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. (16)От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. (17)Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный бог.

(18)Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.

(19)Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. (20)Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.

(21)Совсем уж тихо, с опущенной головой покинул я оскверненный, но не убитый храм и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже сношенную ногами людей.

(22)На белой, грубо тесанной плите вязь причудливой грузинской письменности. (23)Иные буквы и слова уже стерты ступнями человеческими.

(24)Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь на сколько-то сантиметров выше Петра Великого, и потому так огромна плита на могиле его.

(25)На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его...»

(26)Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов.

(По В. П. Астафьеву*)

__
* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — выдающийся советский и российский писатель.
Показать полностью
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
  1. В предложениях представлено описание.
  2. В предложениях представлено повествование.
  3. В предложениях содержится описание.
  4. Предложения - обобщают и углубляют мысль, высказанную в предложениях
  5. В предложениях - представлено рассуждение.
Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других знаков препинания.

22. Задание#T11748

Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В глубине Грузии есть местечко Гелати. (2)Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.

(3)Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. (4)Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как небесное пространство, времена.

(5)Все замерло и остановилось в Гелати. (6)Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.

(7)Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.

(8)В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.

(9)Медленно и тихо ступил я в собор. (10)Он был темен от копоти. (11)С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. (12)В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. (13)И то проступал скорбный глаз пресвятой матери-богородицы, то окровавленная нога распятого спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.

(14)Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. (15)Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. (16)От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. (17)Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный бог.

(18)Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.

(19)Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. (20)Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.

(21)Совсем уж тихо, с опущенной головой покинул я оскверненный, но не убитый храм и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже сношенную ногами людей.

(22)На белой, грубо тесанной плите вязь причудливой грузинской письменности. (23)Иные буквы и слова уже стерты ступнями человеческими.

(24)Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида строителя и охотно переводят ее, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь на сколько-то сантиметров выше Петра Великого, и потому так огромна плита на могиле его.

(25)На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его...»

(26)Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов.

(По В. П. Астафьеву*)

*Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — выдающийся советский и российский писатель.
Показать полностью
Из предложений выпишите синонимы (синонимическую пару).
Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

23. Задание#T9835

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В глубине Грузии есть местечко Гелати. (2)Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.

(3)Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. (4)Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как небесное пространство, времена.

(5)Все замерло и остановилось в Гелати. (6)Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.

(7)Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.

(8)В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.

(9)Медленно и тихо ступил я в собор. (10)Он был темен от копоти. (11)С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. (12)В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. (13)И то проступал скорбный глаз пресвятой матери-богородицы, то окровавленная нога распятого спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.

(14)Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. (15)Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. (16)От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. (17)Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный бог.

(18)Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.

(19)Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. (20)Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.

(21)Совсем уж тихо, с опущенной головой покинул я оскверненный, но не убитый храм и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже сношенную ногами людей.

(22)На белой, грубо тесанной плите вязь причудливой грузинской письменности. (23)Иные буквы и слова уже стерты ступнями человеческими.

(24)Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь на сколько-то сантиметров выше Петра Великого, и потому так огромна плита на могиле его.

(25)На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его...»

(26)Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов.

(По В. П. Астафьеву*)

*Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — выдающийся советский и российский писатель.
Показать полностью
Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью местоимения.
Запишите номер этого предложения.

24. Задание#T11749

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В глубине Грузии есть местечко Гелати. (2)Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.

(3)Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. (4)Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как небесное пространство, времена.

(5)Все замерло и остановилось в Гелати. (6)Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.

(7)Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.

(8)В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.

(9)Медленно и тихо ступил я в собор. (10)Он был темен от копоти. (11)С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. (12)В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. (13)И то проступал скорбный глаз пресвятой матери-богородицы, то окровавленная нога распятого спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.

(14)Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. (15)Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. (16)От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. (17)Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный бог.

(18)Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.

(19)Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. (20)Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.

(21)Совсем уж тихо, с опущенной головой покинул я оскверненный, но не убитый храм и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже сношенную ногами людей.

(22)На белой, грубо тесанной плите вязь причудливой грузинской письменности. (23)Иные буквы и слова уже стерты ступнями человеческими.

(24)Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь на сколько-то сантиметров выше Петра Великого, и потому так огромна плита на могиле его.

(25)На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его...»

(26)Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов.

(По В. П. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — выдающийся советский и российский писатель.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задание. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
«В. П. Астафьев размышляет о проблемах важных и вечных: о человеческой памяти, бережном и уважительном отношении к прошлому, противостоянии злу. Образность и эмоциональность тексту придают такие тропы, как: (А) «могильно-черными ягодами» в предложении «невеселые меты» в предложении «тяжелые потеки» в предложении и (Б) предложение Важность и серьёзность поднятых вопросов подчёркивается с помощью (В) «входящий в этот храм», «остался завет творца» в предложении «нетленных слов» в предложении и стилистической фигуры (Г) предложение »
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами).

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. книжная лексика
  3. эпитет
  4. противопоставление
  5. метафора
  6. сравнение
  7. риторический вопрос
  8. фразеологический оборот
  9. инверсия
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 24
Времени прошло: 00:00:00