Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 49 за 2014 год

Тренировочный вариант состоит из 38 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#451

1. Задание#T12216

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. бАнты
  2. шАрфы
  3. черпАть
  4. без Умолку
В ответе укажите номер выбранного слова.

2. Задание#T12217

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
  1. Каждый день, выходя из дома, мы ОДЕВАЕМСЯ по погоде.
  2. НАДЕЛА дочка платок, взяла корзинку и отправилась в лес.
  3. Из-за СКРЫТОГО характера одноклассника мы нескоро узнали, как трудно ему живется.
  4. Участие в ОТБОРОЧНОМ турнире принесло шахматисту убедительную победу.
В ответе укажите номер выбранного варианта.

3. Задание#T12218

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. уважаемые слесари
  2. менее семиста километров
  3. десять килограммов апельсинов
  4. лампочка зажжется
В ответе необходимо записать номер из списка.

4. Задание#T12219

Укажите номер грамматически правильного продолжения предложения.
Отключив телефон,
  1. наступило долгожданное спокойствие.
  2. мне стало грустно и одиноко.
  3. ученикам предлагается приступить к выполнению экзаменационных заданий.
  4. я погрузился в размышления.

5. Задание#T12220

Укажите номер предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
  1. В.Г. Белинский написал статью о романе М.Ю. Лермонтова «Герое нашего времени».
  2. В средневековом Китае все чиновники не только были грамотными, но и имели представление о правилах стихосложения.
  3. Многие из тех, кто побывал в Ботаническом саду, стремятся туда попасть еще раз.
  4. Согласно прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и прохладная.

6. Задание#T12221

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом?
  1. Известно более пяти тысяч книг, которые посвящены Атлантиде.
  2. Некоторые ученые верят в существование суши, которая некогда перегораживала Средиземное море и ушла под воду после таяния древних ледников.
  3. Недавно в Большом театре заработала Молодежная оперная программа – студия для молодых певцов, которых готовят к профессиональной карьере высокого уровня.
  4. Меня взяли в Петербургскую консерваторию, которая расположена в красивейшей части города.
В ответе укажите номер выбранного предложения.

7. Задание#T12222

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)________ (2) Прошли века, и появилась камера-обскура ( от лат. сamera — «комната» и obscurus — «темный») — приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. (3) Конструкция ее менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой посередине. (4) Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. (5) Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. сamera и lucinus — «светлый»). (6) ________ благодаря этому нехитрому устройству мы сегодня знаем, например, как выглядел Архангельск в середине 17 века: точную его «першпективу» сняли в те времена с помощью камеры-обскуры.
Показать полностью
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
  1. Первое изображение камеры-обскуры относится к году.
  2. В середине века был создан фотографический материал, доживший до наших дней — фотопластинки.
  3. Великий греческий ученый Аристотель еще в веке до н.э. описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие, рисует на стене тот пейзаж (перевернутый, тусклый, но без искажений), который виден за окном.
  4. В году Дж. Истмен сконструировал первую портативную фотокамеру прототип всей современной фотографической техники.
В ответе укажите номер выбранного предложения.

8. Задание#T12223

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) ________ (2) Прошли века, и появилась камера-обскура ( от лат. сamera – «комната» и obscurus – «темный») – приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. (3) Конструкция ее менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой посередине. (4) Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. (5) Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. сamera и lucinus – «светлый»). (6) ________ благодаря этому нехитрому устройству мы сегодня знаем, например, как выглядел Архангельск в середине 17 века: точную его «першпективу» сняли в те времена с помощью камеры-обскуры.
Показать полностью
Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
  1. Однако
  2. Итак
  3. Именно
  4. Например
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

9. Задание#T12224

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)________ (2) Прошли века, и появилась камера – обскура ( от лат. сamera – «комната» и obscurus – «темный») – приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. (3) Конструкция ее менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой посередине. (4) Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. (5) Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. сamera и lucinus – «светлый»). (6) ________ благодаря этому нехитрому устройству мы сегодня знаем, например, как выглядел Архангельск в середине 17 века: точную его «першпективу» сняли в те времена с помощью камеры-обскуры.
Показать полностью
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
  1. камера – обскура – приспособление для срисовывания (предложение )
  2. конструкция менялась (предложение )
  3. ящик сделали (предложение )
  4. сфокусировать (предложение )
В ответе укажите номер выбранного варианта.

10. Задание#T12225

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)________ (2) Прошли века, и появилась камера-обскура ( от лат. сamera – «комната» и obscurus – «темный») – приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. (3) Конструкция ее менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой посередине. (4) Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. (5) Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. сamera и lucinus – «светлый»). (6) ________ благодаря этому нехитрому устройству мы сегодня знаем, например, как выглядел Архангельск в середине 17 века: точную его «першпективу» сняли в те времена с помощью камеры-обскуры.
Показать полностью
Укажите верную характеристику второго () предложения текста.
  1. сложносочиненное предложение
  2. сложноподчиненное предложение
  3. сложное с сочинительной и бессоюзной связью между частями
  4. простое, осложненное обособленным приложением
В ответе укажите номер выбранного утверждения.

11. Задание#T12226

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)________ (2) Прошли века, и появилась камера-обскура ( от лат. сamera – «комната» и obscurus – «темный») – приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. (3) Конструкция ее менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой посередине. (4) Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. (5) Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. сamera и lucinus – «светлый»). (6) ________ благодаря этому нехитрому устройству мы сегодня знаем, например, как выглядел Архангельск в середине 17 века: точную его «першпективу» сняли в те времена с помощью камеры-обскуры.
Показать полностью
Укажите предложение, в котором есть притяжательное местоимение.
Запишите номер правильного варианта ответа.

12. Задание#T12227

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)________ (2) Прошли века, и появилась камера-обскура ( от лат. сamera – «комната» и obscurus – «темный») – приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. (3) Конструкция ее менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой посередине. (4) Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. (5) Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. сamera и lucinus – «светлый»). (6) ________ благодаря этому нехитрому устройству мы сегодня знаем, например, как выглядел Архангельск в середине 17 века: точную его «першпективу» сняли в те времена с помощью камеры-обскуры.
Показать полностью
Укажите значение слова КАМЕРА в предложении ().
  1. Изолированная комната специального назначения в различных учреждениях.
  2. Светоприемный прибор в виде темного с отверстием ящика, предназначенный для получения изображения предметов.
  3. Резиновый мешок, наполняемый воздухом (внутри дутой шины, футбольного мяча).
  4. В огнестрельном оружии – пустОта в казенной части ствола, куда закладывается заряд.
В ответе укажите номер выбранного утверждения.

13. Задание#T12228

Двоечник Громобоев, вооруже(1)ый лишь ручкой и мобильником, увере(2)о шел сдавать экзамен, считая все свои проблемы реше(3)ыми.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В ответе укажите номер выбранного варианта.

14. Задание#T12229

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
  1. Благосл…влять, просв…щать, упом…нать
  2. Д…легат, проск…чить, обн…жить
  3. Усм…рять, прост…рнуть белье, рассвир…певший
  4. Забл…стать, разр…жать, не прик…сайся
В ответе укажите номер выбранного ряда.

15. Задание#T12230

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
  1. Чере…чур, …дунуть пылинку, бе…жалостный
  2. Пр…украсить, непр…емлемый, непр…хотливый
  3. Двух…ярусный, зав…южило, сверх…естественный
  4. Небез…нтересный факт, с…ронизировать, вз…мать
Запишите номер правильного варианта ответа.

16. Задание#T12231

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одинаковая буква?
  1. Ничего не замет…вший, обла…в всех
  2. Тюль, повеш…нный на окна, расстрел…нный в упор
  3. Кузнечик стрекоч…т, столяр кле…т
  4. Преступники раска…тся, дачники пол…т сорняки
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

17. Задание#T12232

  1. Эмал…вый;
  2. Совестл…вый;
  3. Продл…вать;
  4. Подсматр…вать.
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
  1. А, Б
  2. А, Б, В
  3. Б, Г
  4. А, В, Г
В ответе укажите номер выбранного варианта.

18. Задание#T12233

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
  1. Река была (не)широкая, но очень красивая.
  2. Мы залюбовались ею и забыли на берегу фотоаппарат с (не) отснятой до конца пленкой.
  3. Он был почти (не)заметен в густой траве.
  4. Его местонахождение долго было (не) известно нам.
Запишите номер правильного варианта ответа.

19. Задание#T12234

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
  1. Казалось, в усадьбе было ТАК(ЖЕ) весело, как в прежние годы, но ЧТО(ТО) неуловимо изменилось.
  2. (С)НАЧАЛА загрустили хозяева, (ЗА) ТЕМ и гости приуныли.
  3. (В)(ПОСЛЕДСТВИИ) гости вспоминали, что (ПО)(ТОМУ), как выглядела хозяйка, можно было догадаться о ее нездоровье.
  4. (В)НАЧАЛЕ осени, однако, дело пошло на поправку, погода ТО(ЖЕ) улучшилась.
В ответе укажите номер выбранного предложения.

20. Задание#T12235

В вороньей памяти легко сохраняются все тайные уголки со спрятанной ею едой и зимой вороне выживать нетрудно.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
В ответе укажите номер выбранного утверждения.

21. Задание#T12236

Нагруженный грибами и букетами (1) долго я бродил по осеннему лесу (2) с удовольствием вдыхая (3) знакомые с детства (4) запахи.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Запишите номер правильного варианта ответа.

22. Задание#T12237

Образ врага (1) по мнению известного советского писателя Д.Гранина (2) всегда был самым главным в духовной жизни советского человека. Мы не привыкли (3) к сожалению (4) понимать противника, прощать заблуждения, уважать чужие взгляды.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В ответе укажите номер выбранного варианта.

23. Задание#T12238

Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Многие мои друзья начинали заниматься историей и музыкой и живописью.
  2. Ранней весной ни березки ни липы ни осины на ветерок не отзываются – листьев на них еще нет.
  3. Лиска захватила избу Зайки и не пускала его домой однако Петушок победил Лису и прогнал ее из чужого дома.
  4. Отличник Звездочетов с легкостью побеждал на олимпиадах как по физике так и по математике а в футбол играл плоховато.

24. Задание#T12239

Фея дотронулась до тыквы волшебной палочкой – та превратилась в карету.
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поясняет смысл первой части.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.
В ответе укажите номер выбранного варианта.

25. Задание#T12240

В детстве (1) главным сокровищем в нашей квартире был для меня книжный шкаф (2) содержимое (3) которого (4) властно притягивало меня.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Запишите номер правильного варианта ответа.

26. Задание#T12241

Дедушка решил срочно выехать в Москву (1) чтобы (2) когда понадобится (3) он был рядом с нами (4) и смог оказать помощь без промедления, в ту же минуту.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

27. Задание#T12242

Прочитайте текст.
В состав всех снарядов для фейерверка входят черный порох для выстреливания из пусковой трубы и поджигающий его огнепроводный шнур. Взрыватель замедленного действия поджигает разрывной снаряд высоко над землей. В высотном снаряде европейского типа (А) разрывной заряд поджигает зерна состава, горящего цветным пламенем. При взрыве возникает шар из разноцветных звезд. В высотном заряде восточного (хризантемного) типа (Б) зерна фейерверочного состава располагаются вокруг снаряда. При взрыве они разлетаются, образуя шар из разноцветных лепестков. Снаряды многократного разрыва (В) имеют несколько секций; каждая заполнена своим горючим составом, и все они соединены взрывателями замедленного действия. При их последовательном разрыве в небе появляются разноцветные шары из звезд.
Показать полностью
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
  1. Классический фейерверк (от нем. Feuer – «огонь» и Werk – «дело»), своеобразная светомузыка прошлого, совсем не похож на стрельбу залпами разноцветных ракет через равные промежутки времени.
  2. Следует различать салют (от фр. – salut – «приветствие»), который относится к военной области и производится холостыми залпами из боевых орудий, и фейерверк – праздничные декоративные огни для забавы.
  3. Рецептура черного пороха не претерпела изменений на протяжении веков.
  4. Фейерверк устроен следующим образом: высоко над землей взрыватель поджигает снаряд, и мы видим фигуры, горящие цветным пламенем.
В ответе укажите номер выбранного утверждения.

28. Задание#T12243

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Какое высказывание противоречит содержанию текста?
  1. У каждого конкретного человека имеются свои собственные вкусы и предпочтения.
  2. Отношение ученого-лингвиста к родному языку может быть только профессиональным.
  3. Мир вокруг нас стремительно меняется, что находит свое естественное отражение в языке.
  4. Автор не стремится запретить все, что ему не нравится, он просто хочет иметь возможность выражать свое отношение, в том числе и отрицательное, к современным процессам, происходящим в языке.
В ответе укажите номер выбранного высказывания.

29. Задание#T12244

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
  1. В предложениях содержится повествование.
  2. В предложениях представлено описание.
  3. Предложения включают рассуждение.
  4. Предложения содержат повествование.
Запишите номер правильного варианта ответа.

30. Задание#T12245

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
  1. поток (предл.)
  2. стабильность (предл.)
  3. возможности (предл.)
  4. объяснять (предл.)
В ответе укажите номер выбранного слова.

31. Задание#T12246

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

32. Задание#T12247

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Из предложения выпишите все частицы.

33. Задание#T12248

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РЕГУЛЯРНО ПИШУ (предложение ).

34. Задание#T12249

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.
Запишите номер этого предложения.

35. Задание#T12250

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Среди предложений найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.

36. Задание#T12251

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Среди предложений найдите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных.
Номера предложений запишите подряд без пробелов и знаков препинания.

37. Задание#T12252

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного местоимения и лексического повтора.
Напишите номер этого предложения.

38. Задание#T12253

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я никак не могу понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. (2)Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста. (3)Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. (4)Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. (5)Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

(6)В этот раз откровенно ничего не получалось, пока я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позу просвещенного лингвиста и объяснять, почему русскому языку особые беды не грозят. (7)Не потому, что эта позиция неправильная. (8)Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9)А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10)Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11)Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

(12)Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один небольшой пример. (13)Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. (14)Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. (15)А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. (16)Таким образом, я как просвещенный лингвист отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. (17)Вот такая получается диалектика.

(18)Вообще, как и любой обыватель, я больше всего ценю спокойствие и постоянство. (19)А резких и быстрых изменений, наоборот, боюсь и не люблю. (20)Но так уж выпало мне – жить в эпоху больших изменений. (21)Прежде всего меняется, конечно, окружающий мир, но брюзжать по этому поводу как-то неприлично, тем более что есть и приятные изменения. (22)Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?

(М.А.Кронгауз)

*М.А. Кронгауз – лингвист, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор монографий и учебников.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Размышляя о трудностях, возникших в процессе написания книги «Русский язык на грани нервного срыва», автор использует такое сильное синтаксическое средство выразительности, как (А)________ (предложение 22). Кроме того, чтобы выразить мысль ярче и убедительнее, он прибегает к (Б) ________ (предложение 11). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)________ («поток заимствований и жаргонизмов», предложение 3) и (Г) ________ («мягкие меры», «яркое явление», предложения 14, 16).
Показать полностью

Список терминов:

  1. цитирование
  2. метафора
  3. гипербола
  4. риторический вопрос
  5. парцелляция
  6. лексический повтор
  7. противопоставление
  8. эпитеты
  9. контекстные синонимы
Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 38
Времени прошло: 00:00:00