Личный кабинет

Тренировочный вариант ОГЭ по русскому языку №14 (диагностическая работа «СтатГрада»)

Тренировочный вариант состоит из 15 заданий. Ответом может быть цифра, несколько цифр, слово или несколько слов. Обратите внимание: ответ всегда записывается без пробелов, например 97531 или яблокорябина. На выполнение тренировочного теста у вас есть 235 минут. Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает ваш результат и покажет верные ответы. Дата публикации: 5 марта 2019 г.
#321

1. Задание#T7600

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Мы часто думаем, что наши близкие любят нас за наши достоинства. Ведь если нас любят, значит, мы этого заслуживаем. Получается, что нас есть за что любить. Детям часто кажется, что мама и папа будут любить их за хорошее поведение и пятёрки. И именно поэтому первоклассники боятся, что, как только принесут из школы первую двойку, потеряют родительское расположение.

Но вдруг всё не так? Действительно ли папы и мамы разлюбят своего ребёнка после первой постигшей его неудачи? Вряд ли двойка, которую старательный первоклассник наверняка захочет исправить, переписав работу, сильно изменит отношение родителей к нему. Нас ведь любят не за то, чего мы добились в жизни. Нас часто любят не за успехи в учёбе и хорошую работу, а за добрые дела, ласковое обращение, готовность помочь другому.

А часто бывает даже, что нас любят и не за душевные качества. Иногда тот, кто по-настоящему любит, не сможет объяснить вам, за что именно он любит. Лев Николаевич Толстой писал, что людей любят не потому, что они хороши, а потому, что хороши те, кто их любит.

169 слов
(По материалам интернета)
Показать полностью
Объём изложения – не менее слов.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

2. Задание#T7601

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
«Почему Павлуша отказался от прибавки к жалованью?»
  1. Родители Павлуши были богаты, и он не нуждался в деньгах.
  2. Павлуша не хотел брать деньги за занятия, которые не приносили результата.
  3. Павлуша считал, что хозяева хотят посмеяться над ним, предлагая прибавку.
  4. Павлуша надеялся, что Кузьма Матвеевич предложит ему больше денег.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

3. Задание#T7602

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
  1. А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце.
  2. Сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!
  3. И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы.
  4. С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

4. Задание#T7603

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

5. Задание#T7604

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе наречия пишется столько же букв Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

6. Задание#T7605

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Замените разговорное слово «вызубрил» в предложении стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

7. Задание#T7606

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Замените словосочетание «отцовский плащ», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

8. Задание#T7607

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Выпишите грамматическую основу из предложения .
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

9. Задание#T7608

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Среди предложений найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

10. Задание#T7609

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

11. Задание#T7610

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Укажите количество грамматических основ в предложении .
Ответ запишите цифрой.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

12. Задание#T7611

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

13. Задание#T7612

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

14. Задание#T7613

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Среди предложений найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

15. Задание#T7614

Прочтите текст и выполните задание.
(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.

(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем.

(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.

(7)Занятие началось. (8)С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик возмутительно.

– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

– (23)Да поймите же, не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

– (24)Что, тебе мешают, что ли, чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!

(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.

– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно же, что не делает мой ученик успехов, не хочет знания получать… (30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

(31)Павлуша неловко простился, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.

(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:

– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается, оттого что до дыр заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!

(38)А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:

– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!

(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на того, кто всю свою жизнь зарабатывает честным трудом. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице отца... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».

(По Л.А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.
Показать полностью
Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: , или .
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого французского писателя П. Мериме:
«Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».
Аргументируя свой ответ, приведите (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами П. Мериме.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы:
«Он знает, что такое честный труд».
Приведите в сочинении (два) примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Как Вы понимаете значение сочетания ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое профессиональный долг», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса
03:55:00
Выполнено заданий: 0 из 15
Времени прошло: 00:00:00