Личный кабинет

Задание#T11635

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Описаний насилия в литературе, пожалуй, не избежать. (2)Даже в детских книжках на козлика нападают серые волки с весьма плачевными для первого последствиями, Карабас-Барабас мучает кукол, а похождения Колобка кончаются трагической гибелью героя в пасти Лисы. (3)Что делать, наш окружающий мир испорчен и развращён. (4)Насилие является как бы его составной частью. (5)Однако описание насилия может иметь либо нравоучительную цель, либо развращающие последствия. (6)Насилие было и есть, но самое главное то, как мы сами к нему относимся.

(7)Художественная литература, в основном, имеет нравоучительную цель. (8)И описываемое ею насилие также призвано научать человека поступать так или иначе. (9)Картина насилия показывает возможные следствия ошибочного поступка. (10)В упомянутых примерах Козлик идёт в потенциально опасное для себя место – лес, Колобок отличается непослушанием родителям (Бабке и Дедке), а также самоуверенностью и легкомыслием по отношению к потенциальному партнёру (Лисе). (11)На примере Карабаса-Барабаса читатель может сделать вывод, что, если будешь жестоко обращаться с подчинёнными, найдётся и на тебя управа в лице какого-нибудь Буратино.

(12)Итак, цель литературы – воспитать человека, который сможет правильно жить в данном обществе. (13)Разъяснить, как нужно поступать, а как нельзя, показать ему идеал, к которому человек должен стремиться. (14)Вот только и общество бывает очень разным, и, соответственно, идеал: нацистский, коммунистический, христианский.

(15)Древний мир, несмотря на временное отдаление, оставил нам множество примеров идеала языческого мира. (16)Литература Древней Греции – это в основном воспевания подвигов, с которыми насилие непосредственно связано. (17)Вся мифология – это кипение страстей и вершения насилия; например, Аякс Малый, сын Филея, царя локрийского, отбивает у троянцев труп Патрокла (подвиг), погибает при возвращении на берегу Евбеи от гнева Афины за насилие над Кассандрой (возмездие за насилие). (18)Подвиг и насилие так тесно переплетаются в мифологии, что невозможно понять, что же восхваляется конкретно: доблестные подвиги героя или закономерная расплата за преступление. (19)И то и другое – геройство. (20)Он совершил подвиг, рискуя жизнью – он герой! (21)Он получил наказание от богов – и погиб как герой опять-таки.

(22)Главное – героическое деяние, а совершает человек при этом насилие или нет, уже неважно. (23)Наверное, можно и насилие, но чтоб непременно было героическое насилие! (24)Я утрирую, конечно.

(25)Средневековье – тысячелетие христианства – оставило немного примеров настоящей художественной литературы. (26)В основном в тысячелетие христианства создаются серьёзные источники, летописи, хроники, анналы, жития конкретных людей, а вовсе не вымышленных персонажей. (27)В средние века, вероятно, более всего создавалось поучений детям, наследникам, потомкам, например Поучение Владимира Мономаха. (28)Человек старался жить по заповеди Божьей, чтобы заслужить настоящее царство – вечное Царство Божие – вместо временного.

(29)Насилие очень часто описывается в художественной литературе Нового времени. (30)Например, А. Дюма пишет увлекательнейший роман «Граф Монте-Кристо», где герой главной своей целью ставит отмщение и в течение множества печатных листов его осуществляет. (31)Ни на какое Небо человек больше не надеется и не уповает, творит месть, и достаточно страшную месть, своими руками, полагаясь во всём только на себя.

(32)В XIХ веке укореняется новая феноменальная ценность. (33)Это уже не человек, а идея человека. (34)Например, если в романе «Капитанская дочка» (1836 г.) отец должен прятать свою дочь от восставших крестьян, дабы они не убили её только за то, что она дочь коменданта, автор романа целиком и полностью на стороне отца-коменданта, то в конце XIX века, в романе «Овод» (1897 г.) когда персонаж жаждет убить кардинала Монтанелли не за что-то, а из принципа, сочувствие автора склоняется в сторону принципиального убийцы.

(35)Апогея эта феноменальная ценность человеческой идеи достигает в ХХ веке. (36)Идее служит всё. (37)Человек, человеческая жизнь не представляет ценности, если она не согласована с идеей. (38)Насилие становится правильным, если сопутствует идее. (39)Комиссар, убивающий на войне своего брата, прав, потому что это соответствует правильным «нашим» идеям. (40)Фашистский офицер, убивающий еврея, не прав, потому что идеи у него неправильные и «не наши» (хотя и брат комиссара, и еврей совершили один и тот же «проступок»: не хотели отдавать деньги).

(41)Итак, описание насилия было в литературе всегда. (42)И всегда подобные описания имели нравоучительную цель: научить поступать человека так, как нужно для настоящего общества. (43)Даже если писатель не ставит эту цель перед собой сформулировано – чётко, она всё равно есть в его произведениях, потому что любое чтение – это потенциальное научение человека моделям определённого поведения.

(44)Сейчас в литературе начала XXI века достаточно сцен насилия, и порой в неоправданном количестве. (45)Наш современник, который уже достаточно «закалён» многочисленным насилием в СМИ, литературе, кинематографии, уже привык, что насилие – необходимо, оправданно, идейно подкреплено, и если его творит положительный герой – то оно правильно и хорошо. (46)Так вот, современному читателю, дабы произвести на него впечатление, требуется скармливать всё больше и больше насилия. (47)Неудивительно, ведь к маленьким дозам читатель уже давно привык. (48)Но такое направление искусства, когда автор старательно описывает обилие сцен насилия, говорит скорее о воспевании автором вседозволенности. (49)Хочет он этого или не хочет, но именно этому он учит своего читателя.

(50)Сейчас иное время и иной век. (51)Возможно, каждому нужно самостоятельно подумать над ценностями, целями и насилием, которое многие так стремятся оправдать.

(По А. М. Возлядовской*)

* Алла Михайловна Возлядовская – современный российский публицист и писатель.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами).
«Современный публицист А. М. Возлядовская, рассуждая о присутствии сцен насилия в литературе, использует такое лексическое средство, как (А) ________ («нужно» и «нельзя» в предложении 13), и такой троп, как (Б) ________ («увлекательнейший роман» в предложении 30, «феноменальная ценность» в предложении 32). Кроме того, автор также использует такие синтаксические средства, как (В) ________ (предложения 3, 5, 27) и (Г) ________ (предложение 24)».

Список терминов:

  1. контекстные антонимы
  2. метафора
  3. эпитет
  4. контекстные синонимы
  5. литота
  6. риторическое восклицание
  7. парцелляция
  8. однородные члены
  9. диалектизмы
Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
Показать ответ
Это задание решали 201 раз. С ним справились 39% пользователей.

Рекомендованные задания

Для составления персональной подборки решено недостаточно заданий.
Повышайте свой балл на экзамене!
Решать задания
0 баллов сегодня
дней без пропуска

0
ср
0
чт
0
пт
0
сб
0
вс
0
пн
0
вт